Целостное движение. Обзор, школа Белякова (видео)

К теме видовой грациозности, её взаимосвязи с психикой и обусловленности культурой, ВП СССР обращается не позднее чем с 2005 г. (сборник «Нам нужна иная школа»). Не реализованная идея написать рекомендации, связанные с психопрактиками вызывала в своё время повышенный интерес к теме и некоторые ожидания в рядах сторонников. В 2014 г. в практическую плоскость вопрос переведён в беседах М.В.Величко. Тогда было использовано не находимое поисковыми системами выражение «равнопрочные позы». Вскоре усилиями сторонников нашлись материалы трёх авторов, объединяемые темой «целостное движение». В ответах на вопросы по циклу Михаил Викторович подтвердил термин и источники. Закончился этап выхода сторонников на методики восстановления грациозности. Но отзывов о доступности и применимости этих методик практически нет.

В настоящее время обучение целостному движению можно связать с именами руководителей его школ (направлений). Обзор составлен на основании веб-публикаций и книг, доступных в интернете.

Андреева Нина Георгиевна. О своей деятельности сообщает:
Познакомилась со специалистами, которые проводили исследования того как приёмы, позаимствованные из восточных единоборств, могут положительно влиять на физическое здоровье человека.
Когда я получила необходимые знания, тогда и появилась моя система (выделено при цитировании). Я разрабатываю, обновляю её уже 20 лет.
Автор книг: «Секреты здорового позвоночника», «Энергия преображения», «Меньше знаешь, лучше спишь».
В свободном доступе имеется содержательный, но единственный видеоролик «"Система целостного движения" как метод психической саморегуляции и соматического оздоровления».
Обнаруженная активность в интернете (графики тренингов) – по 2014 г.

Ерошенко Владимир Николаевич. На его сайте размещена такая информация:
С 1993 по 2002 год, в соавторстве (Беляков Е., Ерошенко В., Жуков С., Кудряшов Н.) участвовал в «пилотном» проекте… С 7 марта 2007 года, после проведения внутренней инвентаризации ресурсов, стартовал его новый авторский проект «Авторская система В. Ерошенко» ("АСВЕР").
О разработке по целостному движению В.Н.Ерошенко пишет:
На первых клинических испытаниях и презентациях она была представлена как методика психорегуляции, состоящая из 3-х уровней:
Физический – ведущие специалисты Кудряшов Николай и Беляков Евгений.
Социальный – ведущий Ерошенко Владимир.
Надсоциальный – ведущий Жуков Станислав.
Обнаруженная активность в интернете – по 2014 г. Видеоматериалы немногочисленны и фрагментарны.

Кудряшов Николай Иванович. Автор «Системы Целостного волнового движения». Избранное направление деятельности и достижения представлены на сайте. Сотрудничал с Н.Г.Андреевой, называет её в числе соавторов системы целостного движения.
Обнаруженная активность в интернете – по 2014 г. Материалов для самостоятельных занятий в свободном доступе практически нет.

Жуков Станислав Викторович. Судя по сайту, именно его школа официально владеет названием системы, появившимся ещё в девяностые. Подробности о разработке, сообщаемые С.В.Жуковым:
Система естественного развития «БЕЛОЯР» прошла клинические испытания на базе Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург). 
Издал книгу «"Белояр". Мифы и реальность». (Нижний Новгород, 2011). Пишет, что изучал ДОТУ, с 1990 г. общался с В.М.Зазнобиным. В книге и выступлениях стремится использовать терминологический аппарат ДОТУ. На главной странице сайта размещена ссылка на dotu.ru и изложены свои представления об осознании ДОТУ.
Начиная с 2011 г. в интернете появились видеозаписи с названиями вида: «Система "Белояр" - Часть N» (6 частей). Судя по содержанию, они предназначены для свободного распространения, однако на хостинге youtube в систематизированном виде не обнаружены.
Система «Белояр» на Видео Mail.Ru: Часть 1Часть 2, предварительные итогиЧасть 3, Часть 4.

Беляков Евгений Геннадьевич. Автор системы «Свободное Целостное Движение». Руководитель Школы «Жива».
На сайте Школы под заголовком «Выдержки из научной работы (1993 г, ЛГУ)» приводится научное обоснование целостного движения.
До 2018 г. в свободном доступе были представлены в основном короткие интервью и давние любительские записи занятий Е.Г.Белякова. В настоящее время имеются материалы на youtube-канале школы и серия видеороликов Познавательного ТВ.

«Что такое целостность в человеке? (Познавательное ТВ, Евгений Беляков)». Запись семинара – 1 ч 44 мин субъективного (авторского) изложения, из них 70 мин – сугубо теоретический материал, без которого практика не будет понятна. 

В серии роликов Познавательного ТВ есть и не утомляющие длинными рассказами.

Тем, кому не требуется теория, может быть интересен «Базовый курс» (2 ролика) выложенный на канале школы. К имеющимся в видео предупреждениям добавлю из своего опыта: показ ошибок может приводить к запоминанию именно ошибок.


Таким образом, наиболее доступными и дающими представление о системе целостного движения стали видеоматериалы Е.Г.Белякова. Но, в отличие от школы С.В.Жукова (известной жёстким подходом к аттестации инструкторов), школа Белякова характеризуется тем, что не поддерживает идею занятий без учителя и не сопровождает видеоролики достаточными пояснениями. Они демонстрационные, но не обучающие. Детальное описание упражнений в свободном доступе есть только от Жукова.

Это практически всё, что доступно безплатно. Осталось добавить: о значении того, что в КОБ называется видовой грациозностью, в очередной раз откровенно высказался Е.В.Гильбо. В гостях у Д.Пучкова он рассказал о подходе к этому вопросу на Западе. В основном, в системе образования для хозяев.

Система целостного движения была коллективной разработкой, стартовавшей не позже 1993 г. в Санкт-Петербурге. В основе системы с одной стороны – Традиция, освоенная (в том числе унаследованная) разработчиками, с другой – научные достижения психологии и физвоспитания. Результаты работы запатентованы в 1999 г., но официальной наукой принимаются холодно. В дальнейшем в обучении целостному движению образовалось несколько школ, возглавляемых в основном соразработчиками, и они коммерциализировались. Некоторые наименования, прежде всего СЦД и «Белояр» могут быть защищены копирайтом, обозначать различные методики (школы, системы) в разное время. Руководители школ могут тяготеть в той или иной мере к различным ведическим (неоведическим) течениям, но, к счастью, не делают такие воззрения основой и составляющей преподавания. Во всех школах можно выделить 3 составляющих: терапия, развитие, специализированное применение (от боевых единоборств до подготовки к родам).

Кратко и концентрированно современный подход к вопросу видовой грациозности изложен в тексте работы 2016 г. «О системе образования». Из видеоматериалов теория рассматривается в упомянутом 10-минутном сюжете из беседы с М.В.Величко. Разработчики системы целостного движения явно понимают что необходима эта методика практически 100% населения, а платёжеспособный спрос на порядки меньше. Видят они и что раскрытие материалов их бизнесу ущерба не наносит – не берутся за них самочинные инструкторы. Напротив, в рядах сторонников КОБ, ожидавших практик в 2009–2014 г., можно до сих пор услышать: «целостное движение – а что это?».
Комментарии (67)
Благодарю за статью и подборку материалов, давно не хватало чего-то подобного. Могу также добавить в «копилку» методик тренажер «ПравИло» и петлю Глиссона.
Моё личное(!) мнение по поводу некоторых из перечисленных материалов:
Евгений Беляков в материалах на ютубе выглядит совсем неубедительно. В демонстрируемых упражнениях «секретные ключи» не просто не показаны и не объясняются, но и создаётся уверенное впечатление, что демонстрирующий упражнения молодой человек(как оказалось это сам Евгений Беляков) ещё не может  делать эти упражнения правильно. То есть принципы движения известные из остеопатии или например, илицюань, вполне конкретно нарушаются.
Даже если автор ролика намеренно скрывает то, что умеет, я бы всё равно не пошёл к нему учиться. Сам настрой на сокрытие и сохранение «авторских секретов» не совместим с преподаванием. Кроме того визуальная диагностика показывает укорочение поясничной мышцы и как следствие «неработающие» ягодицы.
Однако показанные упражнения неплохие, пользуясь информацией и навыками из «базовых упражнений» илицюань можно восстановить «утраченные» ключи и пользоваться.
Андреева Нина Георгиевна великолепна. Даже те два крошечных упражнения которые она показала отлично действуют. Кроме того она в своей лекции упоминает упражнения с палкой и скорее всего именно эти упражнения пытается показывать Беляков. Поэтому я надеюсь форму упражнения «слизать» у него, а смыслом наполнить от Нины Георгиевны.
До других материалов пока не добрался.
А теперь открываем глаза. Выходите на улицу, становитесь на траву. И начинаете двигаться. Так двигаться, насколько вам позволяет ваше тело. Это и будет ваша равнопрочная гимнастика. Если вы не слепой и не калека, вы почувствуете меры движения. Любые движения, которые вы можете. Всё что продемонстрировано в роликах в японских клановых школах тысячи лет используется. Фамилия одного из авторов. Танимура. Осел где-то в Кенигсберге. Если вообще интересует полная боевая система, рекомендую настоятельно изучить анимацию Кенсин. Около 50 серий в каждой раскрыты различные аспекты взаимодествия с оружием. И телесный аспект, что и как взаимодействует, начиная от предельных соотношений скорость-импульс-затраты,  заканчивая воздействием ультразвук на органы чувств. На Здравие.
Не раскрыт самый главный ключ. Взаимодействие мужчины и женщины в процессе освоения практик. Напоминаю что у Ефремова люди путешествуют на Тантре.
Много чего проработано – взято из Традиции (русской, но не только), сведено в систему, затем лицензировано с отличиями.
Мастер о любви (видео, анонс, 3 мин): https://www.youtube.com/watch?v=8HlzAPHhUO0.
Другой мастер о семье (видео, около 30 мин): https://www.youtube.com/watch?v=z6j1liYAFvs.
Ещё ремарка. Всяких видео по работе с палкой -навалом. Найти реально хоть что-то по работе с мечом - днем с огнем не сыщешь. Можно конечно сказать "да какие мечи в 21 веке". Какие там мышцы укорочены, у человека пузо какая равнопрочность? :-)
В поисковике забанили?  http://fechtmeister.ru/biblioteka/traktaty-po-fecht.html

По теме:
Андреева Н.Г., судя по тому, что она показывает, с рождения имеет хорошую подвижность суставов, возможно — аномальную с точки зрения рядового человека. Плюс тренировка — и вот, чуть ли не чудеса. Однако, это никак не определяет обычную жизнь. Держать в стойке три своих веса? Ну и что? Я в становой тяге столько вытяну, а не то что выдержу. Для этого нужна какая-то «система»? Может быть, просто жидкость в суставах, которая и держит этот вес?
 
Болтун же на стульчике — это вообще смешной тип, хочет _только_ денег. Чему он может научить, если ничего не может сам? Его не смог сдвинуть _ладошкой_ другой человек? А что тут удивительного? А если бы не смог _пальчиком_? 
 
Хотя, книга Андреевой — замечательная. К ней стоит прибавить еще несколько авторов: Батманхелиджа (ваше тело просит воды + что-то по гимнастике), Норбекова (суставная гимнастика), и, если делать упражнения постоянно и без фанатизма, то можно даже сломанный позвоночник восстановить (есть опыт). 
Сегодня изложил бы иначе. Прежде всего, в плане оценок и упоминания фамилий. (Неизбежный при текущем состоянии общества вопрос, уже поднят). Но материал был отправлен в редакцию 17 июня. Правка задним числом (оценок и выводов, а не обнаруженных фактологических ошибок) не уместна.
Рекомендации, связанные с психофизическими практиками, не выпущены отдельной работой, но изложены вполне конкретно в упомянутой записке «О системе образования» (вошла в ОС том 5).
Юрий Лейбман, 19 июня 2018г., 19:04:
тренажер «ПравИло» и петлю Глиссона
Больше чем минимум, интересные и, часто, необходимые методики, на которые выводит острая боль в спине. Здоровье позвоночника – основа здоровья тела. В статье я хотел обратить внимание на то, что совершенствование психики через работу с телом, путь к которому найден, не освещается и не обсуждается. Выход на целостное движение (существующее как система и, увы, как бренд более 20 лет) произошёл в течение 2014 г. На одном из летних мероприятий сторонников, 2015 г. мне не удалось найти ни одного знакомого с системой хотя бы теоретически. А как сейчас?
Piter G., 22 июня 2018г., 16:13:
Сам настрой на сокрытие и сохранение «авторских секретов» не совместим с преподаванием.
Разделяю положительное впечатление от записи занятия Андреевой, но её расписания давно нет, а когда было – это 3 месяца в Санкт-Петербурге, что мало кому доступно. Есть книги со схемами.
В деятельности Белякова сокрытие, на мой взгляд, вторично. Он реально не может полностью выразить лексически то, что передаёт, и настроен на передачу «секретов» только в личном контакте. Думаю, присутствующие на семинаре слушали его на одном дыхании и поняли. При этом в топе отзывов на запись висит комментарий (автору ролика): «Это первое видео вашего канала, которое я не смогла достмотреть до конца, как ни старалась..».
Возможно, его стиль работы и есть то, что названо необходимой на определённый исторический период профессией «детский тренер по целостному движению и психофизиологическим практикам».
Жуков не только поддерживает идею самостоятельных занятий, но и сопровождает их методически. С учётом следующего.
- При более детальном ознакомлении с его сайтом, нашлась кнопка магазина. Фильмы – товар, то есть автор обращается в них не ко всем желающим, а ко всем купившим. Выпущены в 2007 г. Так же продаётся методичка к ним.
- Имело место обсуждение «внеюридической стороны копирайта» спровоцированное сайтом правообладателя: начало (упоминается КОБ), интересный вывод
Судя по орфографии некоторых людей, опробовавших методику, данную в фильмах, Концепция им не чужда.
Григорий, 23 июня 2018г., 00:38:
Выходите на улицу, становитесь на траву. И начинаете двигаться. Так двигаться, насколько вам позволяет ваше тело. Это и будет ваша равнопрочная гимнастика. Если вы не слепой и не калека, вы почувствуете меры движения.
Это необходимый минимум. Приведу описание вопроса из ОС 5:
«Проблема однако в том, что в тексте могут быть описаны принципы целостного движения и принципы построения психофизиологических практик восстановления видовой грациозности. Но реализация этих принципов в жизни требует:
Осознания индивидом различия потоков чувств в режиме утраты видовой грациозности и в режиме видовой грациозности. Однако, поскольку для такого индивида «естественным» является движение вне режима видовой грациозности, в подавляющем большинстве случаев он не в состоянии самостоятельно вернуться к видовой грациозности.
И соответственно ему необходимо кураторство со стороны тренера по целостному движению, в основе которого лежит диалог тренера и подопечного ему индивида».
«Естественное» взято в кавычки. Подавляющему большинству нужен тренер. Детям на определённый исторический период – учителя. У тех, кто уже достиг школьного возраста, такого учителя не будет (если только у самых младших, учитывая что люди сами формируют социальное время). Необходимо, как и в других вопросах жизнеустройства, становиться тренером себе и своим детям.
я думаю смысл (теорию) можно почерпнуть из ролика и книг Андреевой, и даже Белякова. А практические навыки из других источников. Всё таки смысл всяческих цигунов, йог, танцев и целостного движения общий — просто выражен в разных словах.
Однако всё упирается в правильного преподавателя (а найти таких увы, отдельная непростая задача для начинающего)
или очень внимательную и упорную работу по правильным видеоматериалам или книгам.
Я лично так и не могу сказать, можно ли освоить такую работу по видео.
С другой стороны позанимавшись пол года в группе илицюань я уже могу замечать ошибки при выполнении движений у того же Белякова, хотя повторить большую половину не смогу.
Получается, что замечать, чувствовать блокировки и нарушения грациозности проще(быстрее) научиться. После чего можно уже на основании собственного восприятия (собственных ощущений) отрабатывать упражнения даже неправильно показанные.
Лeв Бoнифaциi, 23 июня 2018г., 18:03:
Однако, это никак не определяет обычную жизнь. Держать в стойке три своих веса? Ну и что? Я в становой тяге столько вытяну, а не то что выдержу.
Ваше замечание показывает проблему методики в её общедоступном виде (при другом подходе – проблему восприятия методики). Обширное объяснение предшествует упражнениям на курсах с инструктором. В интернете оно дано в отдельных текстах и роликах, которые не каждый осилил. В видео с упражнениями на общую теорию просто нет времени – там разъясняются назначение, техника, ошибки, по возможности идёт отсылка к ранее понятому из теории.
В результате получается: «а что я буду иметь со статики, да ещё с плавной подачей нагрузки?».
Теория же, при понимании которой не возникает подобного вопроса, такова:
Есть 3 состояния мышц: расслабленное, напряжённое (ведь это в нём ваши возможности – 3 своих веса?) и натянутое. Самый короткий ролик, который я знаю по этому вопросу – 7 минут. Часть аудитории отсеивается местом, темой мероприятия и тоном выступающего, но открывшие чтобы разобраться – поймут: https://www.youtube.com/watch?v=IKy7qcZGtgY.
Натянутое состояние (тонус) мышц – составляющая естественного движения, через которое устраняются зажимы тела, накопленные несколькими поколениями и связанные с ними глюки психики. Об этом по ссылке «Выдержки из научной работы (1993 г, ЛГУ)» и в тексте «О системе образования» (ссылка на соответствующую страницу добавлена в статью).
Семён Кузнецов, 27 июня 2018г., 14:43:
Лeв Бoнифaциi, 23 июня 2018г., 18:03:
Однако, это никак не определяет обычную жизнь. Держать в стойке три своих веса? Ну и что? Я в становой тяге столько вытяну, а не то что выдержу.
1) Ваше замечание показывает проблему методики в её общедоступном виде (при другом подходе – проблему восприятия методики). 2) Обширное объяснение предшествует упражнениям на курсах с инструктором. 3) В интернете оно дано в отдельных текстах и роликах, которые не каждый осилил. 2)В видео с упражнениями на общую теорию просто нет времени – там разъясняются назначение, техника, ошибки, по возможности идёт отсылка к ранее понятому из теории.
В результате получается: «а что я буду иметь со статики, да ещё с плавной подачей нагрузки?».
Теория же, при понимании которой не возникает подобного вопроса, такова:
4) Есть 3 состояния мышц: расслабленное, напряжённое (ведь это в нём ваши возможности – 3 своих веса?) и натянутое. Самый короткий ролик, который я знаю по этому вопросу – 7 минут. Часть аудитории отсеивается местом, темой мероприятия и 5) тоном выступающего, но открывшие чтобы разобраться – поймут: https://www.youtube.com/watch?v=IKy7qcZGtgY.
Натянутое состояние (тонус) мышц – составляющая естественного движения, через которое устраняются зажимы тела, 6) накопленные несколькими поколениями и связанные с ними 7) глюки психики. Об этом по ссылке «Выдержки из научной работы (1993 г, ЛГУ)» и в тексте «О системе образования» (ссылка на соответствующую страницу добавлена в статью).
1) Ну так и исправляйте свою методику.
2) Многословием скрывают пустоту.
3) Говна становится все больше. 
4) Ересь как она есть. Есть два. У вас нечеткая логика, а выступающий — знатный пи….бол. 
5) Говорить не умеет, «психолог шипящий» обыкновенный. Говорить не умеет, речь не поставлена. Т.е. даже позу держать не может. А туда же — объяснять (за) про движение. 
6) Вы поняли, что написали? 
7) Аааа, понятно. Глючите? Психиатру не показывались?

Итог.
Та ересь, на которую вы ссылаетесь, как на «научное обоснование», имеет отношение к науке ровно такое же, как заглавие учебника по физике к законам бытия, в частности — физическим законам. Внешнее, не принадлежащее предмету. 
Проще — сокрытие за словоблудием пустоты. Ради, как я понимаю, извлечения прибыли. Мошенничество, одним словом.
 
З.Ы. Разумным достаточно. «Кто не спрятался — я не виноват (с)». 
Нигилизм как форма социального идиотизма «знаком» даже нашим мышцам. К такому выводу прихожу, пересмотрев в очередной раз деморолик по психофизическим практикам. В финальных титрах авторы об освоении упражнений сообщают:  «Даже в живом общении «ключи» берутся не всеми сразу. Это происходит из-за того, что у любого ученика неизбежно имеется «своя правда», основанная на прошлом опыте, заложенных обществом стереотипах и шаблонах восприятия…».
В одном из недавних материалов он охарактеризован так: «Нигилизм (этого не хочу, а чего хочу — не знаю)…».
Идите к психиатру.
Такой х-ни я давно не читал.
«Суть его в том, что всё, что не соответствует мнениям индивида, с порога отвергается индивидом как заведомая ложь или пустословие без того, чтобы ознакомиться с новой для индивида информацией, прочувствовать взаимосвязи сказанного ему с Жизнью, переосмыслить свои мнения и предложенные ему мнения» – если приведённая выше характеристика не понятна, можно воспользоваться этой. Взято здесь: https://mediamera.ru/post/25422.
Для тех, кто знает, чего хочет, постараюсь выложить пример, связанный с тематикой ЦД, в отдельном сообщении (не питая иллюзий что в моём изложении или изложении Белякова, Войтенкова, Сидорова вопрос заинтересует всех и сразу).
Вы — вы претендуете на научность.
Наука — причинное (суть — «почему так?» «вот поэтому») объяснение истины. Истина — то, что есть.
Никакая ссылка ни на какие «авторитеты» в научном исследовании не стоит ничего.  
Вся эта обмазанная ссылками статья — суть псевдонаучный вы...р. 
З.Ы. Идите, идите к психиатру. Или к священнику. В вашем случае не поймешь, кто вам нужен.
Священники сами к нам идут. Патриарх обеспокоен распространением язычества среди силовиков и спортсменов. Те, чья деятельность связана с риском для жизни, обращаются к язычеству. Если под язычеством понимать следование языку Бога, а не идолопоклонство, как это трактует церковь, тенденция вполне понятна. Люди хотят общаться с Богом, а не с посредниками. Целостное движение связано с язычеством, его используют спортсмены, третья его составляющая воспринимается как вид единоборства.
За чем зная это идти к представителям вероучений или научных направлений? Чтобы вернули в лоно библейской концепции? Других целей не вижу.
В материале «Выдержки из научной работы (1993 г, ЛГУ)», ссылка на который имеется выше, о мышечных зажимах сообщается: «Уничтожение брони в большей степени совпадает с завершением процесса смерти-возрождения, однако некоторые её элементы коренятся ещё глубже, в трансперсональных сферах. Данное положение подтверждается и мистическими учениями (учение о Карме йогов) и народными верованиями о родовом проклятии».
Примеров подтверждения в доступном фрагменте научной работы нет, но они есть в книге, неоднократно упоминаемого автором С.Грофа, причём не из верований, а из научного исследования:
 
«Этот пример связан с именем Норберта, 51-летнего психолога и священника, участвовавшего в одном из наших пятидневных семинаров в Эсаленском институте. (…) Норберт жаловался на острую боль в плече и грудных мышцах, причинявшую ему сильные страдания и делавшие его жизнь невыносимой. Повторяющиеся медицинские обследования, в том числе и рентгеновские, не выявили никаких органических причин его болезни, и все попытки её лечения оставались безуспешными. (…)
В конце концов он согласился и в течение почти трёх часов переживал острую боль в груди и плече, которая так усилилась, что стала почти нестерпимой. Он превозмогал ее с яростью — так, будто над его жизнью нависла серьёзная опасность, давился и кашлял, громко кричал. Затем, после столь неистовой борьбы он вдруг успокоился, расслабился и затих. И тут, к своему величайшему изумлению, он осознал, что это переживание сняло напряжение у него в плече и грудных мышцах и боль наконец-то отпустила его. (…)
Впоследствии Норберт рассказывал, что в его переживании было три разных слоя, причём все они были связаны с болью в плече, а также соотносились с удушьем. На самом поверхностном уровне он вновь пережил страшный случай из детства, из-за которого едва не лишился жизни. (…)
Роды у его матери были очень трудными, так как плод зацепился плечом за ее лобковую кость и оставался в таком положении довольно долгое время. И этот случай, как и предыдущий, также включал в себя сочетание удушья и резкой боли в плече. (…)
В последней же части сеанса переживание преобразилось самым необыкновенным образом. Норберт вдруг увидел боевые доспехи и лошадей и догадался, что участвует в каком-то сражении. Ему даже удалось определить, что это была одна из битв в Кромвелевской Англии. В это мгновение он внезапно почувствовал острую боль и понял, что плечо его пронзило вражеское копьё. Он упал с лошади и почувствовал, как его топчут копыта лошадей, сокрушая его грудную клетку. Сознание Норберта отделилось от его умирающего тела и, воспарив над полем битвы, с высоты наблюдало за происходящим. Однако после переживания смерти солдата, в котором он признал своё предыдущее воплощение, его сознание вновь вернулось к настоящему и воссоединилось с телом, отныне свободным от боли впервые за долгие годы мучений. При этом освобождение от болей, вызванное переживаниями, оказалось постоянным. Ибо со времени этого сеанса прошло уже более 20 лет, а симптомы так и не повторялись».
Психология будущего [Уроки современных исследований сознания]. Гроф Станислав https://psy.wikireading.ru/118413. 
 
В примере зажим не из «накопленных несколькими поколениями» как я выразился, а перешедший из прошлого воплощения, что сложнее, но сути дела не меняет.
Это по пункту 6 отзыва. В других пунктах критики, предполагающей ответ, не обнаруживаю.
«Этот пример связан с именем Норберта, 51-летнего психолога и священника, участвовавшего в одном из наших пятидневных семинаров в Эсаленском институте. (…) Норберт жаловался на острую боль в плече и грудных мышцах, причинявшую ему сильные страдания и делавшие его жизнь невыносимой. Повторяющиеся медицинские обследования, в том числе и рентгеновские, не выявили никаких органических причин его болезни, и все попытки её лечения оставались безуспешными. (…)
В конце концов он согласился и в течение почти трёх часов переживал острую боль в груди и плече, которая так усилилась, что стала почти нестерпимой. Он превозмогал ее с яростью — так, будто над его жизнью нависла серьёзная опасность, давился и кашлял, громко кричал. Затем, после столь неистовой борьбы он вдруг успокоился, расслабился и затих. И тут, к своему величайшему изумлению, он осознал, что это переживание сняло напряжение у него в плече и грудных мышцах и боль наконец-то отпустила его. (…)
Впоследствии Норберт рассказывал, что в его переживании было три разных слоя, причём все они были связаны с болью в плече, а также соотносились с удушьем. На самом поверхностном уровне он вновь пережил страшный случай из детства, из-за которого едва не лишился жизни. (…)
Роды у его матери были очень трудными, так как плод зацепился плечом за ее лобковую кость и оставался в таком положении довольно долгое время. И этот случай, как и предыдущий, также включал в себя сочетание удушья и резкой боли в плече. (…)
В последней же части сеанса переживание преобразилось самым необыкновенным образом. Норберт вдруг увидел боевые доспехи и лошадей и догадался, что участвует в каком-то сражении. Ему даже удалось определить, что это была одна из битв в Кромвелевской Англии. В это мгновение он внезапно почувствовал острую боль и понял, что плечо его пронзило вражеское копьё. Он упал с лошади и почувствовал, как его топчут копыта лошадей, сокрушая его грудную клетку. Сознание Норберта отделилось от его умирающего тела и, воспарив над полем битвы, с высоты наблюдало за происходящим. Однако после переживания смерти солдата, в котором он признал своё предыдущее воплощение, его сознание вновь вернулось к настоящему и воссоединилось с телом, отныне свободным от боли впервые за долгие годы мучений. При этом освобождение от болей, вызванное переживаниями, оказалось постоянным. Ибо со времени этого сеанса прошло уже более 20 лет, а симптомы так и не повторялись».
Психология будущего [Уроки современных исследований сознания]. Гроф Станислав https://psy.wikireading.ru/118413. 
 
Влияние комментария «Идите к психиатру» на видовую грациозность – тренер по целостному движению объясняет, как это работает: https://youtu.be/q4kumUM3Suk?t=2599.
Хорошая ссылка. 
Прямо сразу видна неграмотность «тренера».
Них… ничего не понимает в работе мозга. Пи….те и смотрите лекции Ивана Пигарёва про работу мозга во сне.
Этот г...н — просто хочет денег. 
Или вы — он?
Тогда все равно г...н.
И вот это «пузико» — это тоже «видовая грациозность»? 
По ссылке фрагмент о механизме формирования мышечных зажимов. В нём речь идёт не о сне: «...потом целую ночь ещё лежишь и думаешь...». Не могу признать показателем неграмотности тренера несоответствие его рассказа о работе психики во время бодрствования лекциям академика о работе мозга во сне.
Ваджайнобол.
Слышал звон, да не знаю, где он?
Такого позорного разглагольстования о гештальтах я в жизни не слышал. Первый курс псих-олухов и то так не лажает.
Не показатель неграмотности? Неужели? Перепутать причину и следствие — это эпик. 
С интересом ознакомился бы с вашими источниками, но вы их не приводите. Подойдёт и метрологически состоятельное собственное описание – такое чтобы прочитавший узнал описываемое явление.
Зная, какая идеология пока преобладает в обществе, не удивляюсь обвинению в том, что тренер хочет только денег и предположению, что автор статьи и есть подозреваемый в выгоднопродажности тренер. На данном сайте такой комментарий всё же выбивается из потока. Способствует подозрениям и то, что Артём Войтенков выложил очередной ролик по теме через несколько дней после обсуждаемого обзора, с интервалом в несколько месяцев от предъидущего ролика.
Методика действительно наша (слово, употреблённое в одном из комментариев) в том смысле, что восходит к средствам поддержания видовой грациозности наших предков. В роли тренеров были старшие, передававшие навыки молодым в повседневных делах. Вместо упражнений пляс, просуществовавший в этом качестве до 1930-х. Вместо зачётов такие испытания для юношей как проделки купальской ночи, в отдельных регионах России просуществовавшие до начала 1990-х. Экзамены были, но прежде всего, не на способность реку переплыть, как рассказывают об инициации некоторые продвинутые учителя истории, а на сонастройку с общиной.
Система не моя, к сожалению. В том плане, что методикой восстановления грациозности не владею. На данном этапе (знание темы в объёме обзора) пришёл к выводу что Величко, Беляков и Жуков объясняют одну и ту же теорию, первые двое – в близкой лексике. Предполагаю, что у Е.Г.Белякова, не признающего самостоятельных занятий и С.В.Жукова, поощряющего их, передача практики однотипна. В моём представлении это происходит так же как школьник учится решать задачи по стереометрии сидя рядом со взрослым, обладающим культурой мышления, позволяющей их решать. Если кто не помнит, этот часто используемый пример есть здесь: https://lektsii.org/7-76408.html.
Для сравнения, рассказ мастера о его ощущениях в качестве ученика: https://youtu.be/q4kumUM3Suk?t=872.
Представления о мире как причина конфликтов, отсутствие конфликтов между обладающими целостностью
https://youtu.be/q4kumUM3Suk?t=3830. На мой взгляд, хорошая иллюстрация взаимодействия без нигилизма и плюрализма – крупных проблем общества. Идеал, но методика его достижения есть.
Немного упомянутого пляса https://youtu.be/SRBUAwBAFY0?t=989.
Ииииииии, Глаааааавный прииииз — Автомо….. нет, тур! В Кащенко!

А что такой «плясун»-болтун будет делать, если встретит того, кто безразличен к боли? Напоминает танцы ослоё… лжецов от «боевых» «искусств» — зачем тренироваться? Вот тебе пляски, «бесконтактный бой» (это вымышленный, видимо) и прочая ересь. 
Глядя на его ужимки, у меня первым делом возникает вопрос — а что, если бы против него не лох,  т.е. внушаемый скелетик, а борец был? У меня первая мысль была пройти на гильотину или в ноги, и ёп...ть его об пол. Что он будет делать — танцевать? Хотя да, некоторые на гильотине (спец.) танцуют. 
 
Такого «идеальщика» лоу можно положить. Я впервые вижу такого наивного чухонца, который верит в то, что противник позволит просунуть ногу между своих ног, да еще что-то там сделать. 
Вы слишком категоричны в части «боевых» «искусств». Сколько у этого дяди тренировочного опыта? Полгода-год? Очень кривое исполнение даже у «мастера», не говоря о дальнейших съемках с какой-то женщиной. Вот после такого и начинается срач про ммашников, борцов и бесконтактный бой.
Посмотрите на работу условного каратиста, который ничем не занимался, потренировался годик и пошел других учить. Про карате на основе впечатлений от такого «мастера» хорошего не скажешь.
В части впечатления, что дядя из роликов в основном деньги зарабатывает — согласен. Но я всё в подряд и не смотрел, может они там не про драку, а про здоровье. Гимнастика всем полезна.
Я эту п….шу дальше не смотрел, а там и вправду — «бесконтактный бой» пошел.
«Они там» про х...ню. 
Лев, жестко вы с товарищами….
О, пардонте, увидел в описании
Семён Кузнецов, 19 июня 2018г.:
До 2018 г. в свободном доступе были представлены в основном короткие интервью и давние любительские записи занятий Е.Г.Белякова. В настоящее время имеются материалы на youtube-канале школы и серия видеороликов Познавательного ТВ.
Там записям по 8 лет… Ну такое себе...
Последние отзывы здесь, надоумили посмотреть все комментарии на youtube. На удивление, длинное видео (то, что вставлено в статью) многие (по прикидке – почти половина) прокомментировавшие досмотрели и поняли. Порадовали с десяток комментариев с концептуальных позиций. Другие (субъективно – больше половины) не досмотрели и называют непонятным, с плохим изложением, медленным, вредным. 
С короткими  роликами ситуация иная. За редким исключением: непонимание, агрессивное неприятие, дизлайк, угроза отписки от канала. Оба практических видео, где замедленно показывается техника, большинство прокомментировавших захотели воспринять как спарринг по боевому единоборству в реальном темпе. И с этих позиций оценили инструктора. Какое там целостное движение… Одна из причин известна – клиповое мышление, больше 5 минут видео мало кто смотрит. 
Похожий подход складывается и в комментариях здесь.
Так а идея школы какая? Чему научить? Раскрепощенному движению? А что это даст?
Если конкретно про единоборства: чего нового целостное движение дало тем элементам, что показывал инструктор? В русском рукопашном бое всё это есть и разъяснено без магии.
Идея у Андреевой — правильно использовать суставы, по большей части.
А у этого болтуна — ничего не делать и денег отжать у доверчивых идиотов граждан.
Канкан, 2 июля 2018г., 22:50:
А что это даст?
Закон времени не оставляет шансов тем, кто не состоится в качестве Человека. Человека состоявшегося характеризуют совесть, воля, методология познания. Как их обрести, если не развиты? Через преображение нравственности, которое индивидуально, а персональных рецептов нет.
Но методика оздоровления тела, подходящая всем, есть. Снятие мышечных зажимов (особенно всех, с переходом к естественному целостному движению) доказано нормализует работу психики. Для оздоровлённой психики становится понятнее, что именно требуется исправить на индивидуальном пути преображения.
Спасибо за обратную связь. Именно об этом собирался написать, подводя итог обсуждению, но отвлёкся на новые факты.
Словами специалиста по восстановлению видовой грациозности: https://youtu.be/q4kumUM3Suk?t=6041
Стенограмма (фрагмент)
«Такой стенд у нас был: решили просто типа фильма сделать ... Вывели минут на 15 … просто занятие отсняли. И вот наблюдаю картину, стою просто рядышком. Подходят пара молодых людей, посмотрели, говорят: «а, это айкидо». Минуты полторы посмотрели, ушли, ничего не спросив... Подходят ещё двое, постояли, говорят: «о, это что-то на кендо похоже, там чё-то они палками делают», ушли. А там картинка меняется все время. Девушки какие-то подошли, так вот вообще мимо: «ааа, йога» и пошли дальше. 
Подходит мужчина уже в возрасте. (Там 15-минутный ролик примерно). Стал, молча просмотрел весь ролик, потом обращается ко мне, говорит: «просите, я не понимаю: это очень похоже на цигун, но это не цигун, что это?». Мы с ним зацепились, начали разговаривать. Оказывается, он уже лет пятнадцать преподаёт (тогда преподавал) цигун, и он увидел, что принципы то те же самые. Но он … понял, что что-то другое, непонятное. Вот так завязался разговор. То есть, когда человек … глубоко в теме, он видит суть (…) Чтобы увидеть в другом, надо её в себе развернуть. (…) 
У каждого свой выбор: быть наместником Бога на земле или жертвой обстоятельств».
Богу наместники не нужны. У человека другое предназначение.
Ваша речь такая же тягучая и бессмысленная, как и у болтуна с видео. 
Заполнение же пауз в рассказе (!!!!) протяжным «аааааа» — это полный звездец. Нечего сказать, мыслей нет? Речь — это тоже движение, ха-ха-ха. И управлять речью — труднее, чем управлять телом. 
Но такому спящему придурку (придурок — это не дурак, а тот, кто радуется дурости) как Вы, это (пока — надеюсь) непонятно. Вы даже не понимаете, что склонять «Кемерово» нельзя хотя бы потому, что «о» на конце — коренная. А коренные не склоняются. 
Но идиотам — не понять. Пока они спят.
От администрации «МедиаМера»: 
Предпреждение. Читайте правила.
Вывод по вопросу, поднятому в статье: отсутствию отзывов о доступности и применимости методик целостного движения.
Почти через 10 лет после того, как тема поднята и 3 года, как стало ясно, какие методики можно рекомендовать, опыта их самостоятельного применения нет. По этой причине о применимости для самостоятельных занятий пока сказать невозможно. Доступность материалов оцениваю как высокую.
Есть некоторый интерес к теории (по 130 комментариям на канале Войтенкова) и почти нулевая (в плане владения темой, а не отклика) реакция на практику. Значит, информация распространена недостаточно. Подтверждением тому служит и восприятие всех упражнений как боевых, с  причислением их к самым разным единоборствам. В точности как рассказал мастер в новом видео от 28 июня 2018 г.
Если будут вопросы по существу, постараюсь отвечать.
Дополнение к обзору. «Николай Кудряшов УСТОЙЧИВОСТЬ 1999» – «ранний» Кудряшов. Другая манера держаться: «Н.И. Кудряшов СЦВД (Волна).wmv», возможно кто-то найдёт в нём своего учителя – все люди разные. И последнее, что удалось найти: «Упражнения "Волна" для оздоровления Николая Кудряшова». Это тоже ЦД, причём от соразработчика (одна из ответвившихся школ). В роликах попадаются хорошие объяснения.
Впервые наткнулся: «Белояр Динамика» – Жуков с особым копирайтом. Для ознакомления. Это третий видеоурок по ходу освоения курса. Дополнительное текстовое описание к фильмам: Реабилитационный комплекс упражнений по системе естественного движения БЕЛОЯР – полное (с изображениями) онлайн-издание.
В этой методичке есть объяснение, как научиться чувствовать разницу между напряжённым состоянием мышц и натянутым (которого, по мнению одного из оставивших здесь комментарий, не существует).
Еще лучше. Ходит боком-раком-сраком — потому что вперед ходить не умеет?
А я вот один раз сходил на занятие к Евгению Белякову и с тех пор уже несколько лет занимаюсь. Жизнь становится гармоничнее, я счастливее. Тело стройнее, устойчевиее, мысли текут свободнен и взаимодействие с людьми столо интересней и радостней. Вобще особый вкус к жизни появился.
И Евгений говорит, что принципы осваимовые на занятиях надо применять в жизни везде и всегда а не два раза в неделю по два часа. А не "Не приветствует самостоятельные занятия". Человека нельзя ничему научить, можно только показать, направить, а научиться и освоить человек может только сам, личным усилием.
Чего хотят тут некоторые коментаторы вопрос. Им сказали кто может показать, что показать, где, как...но нет, не тот сказал, не так показывают, не там занятия проходят.
И вобще подача материала странная. Величко сказал, кто может раскрыть понятие равнопрочные позы, но мы не нашли толком информации и засомнивались. Кое что домыслили, кое что недопоняли. Ну не нашли ответов на вопросы придите спросите лично. Ничто не скрывается!!!
Что касается «придите спросите» – такой подход радует. К сожалению, не для меня – съездить на день в Санкт-Петербург неподъёмно. 
Инструктора двух школ есть практически в каждом областном центре. У нас в прошлом году работал инструктор, приезжавший из соседней области: месяц (8 занятий) за 1 тыс. руб, цена явно акционная, при 10 учениках окупит дорогу на поезде.
Противоположный полюс: 
интенсив  на Ладоге (на днях) в палатках 5 суток – 17 тыс. (даже не интересовался с питанием это или без), какие-то занятия обычно проводит лично мастер;
фестиваль в Домодедове (август) 6 часов – 5 тыс, 1 час каждый день проводит лично мастер.
Нужна лексически изложенная методика, доступная каждому. Она вроде есть. Начал разбираться с фундаментальной частью – волосы дыбом, вспомнил, почему я забросил эту идею 3 года назад. С практической частью получше, может быть выложу тезисы в очередном комментарии, насколько копирайт позволяет. А он на уровне 1С, это значит что рунет вычищен.
Спасибо за отзыв. По-моему он первый на концептуальных площадках.
Вообще есть группы в ВК, в инстаграмме, там можно поискать информацию, написать вопросы в сообщении. 
В группах делаются объявления о занятиях и семинарах. 17000 р.интенсив на Ладоге для тех кто нагрянет неожиданно. Для тех кто заранее внес предоплату 12500 р. с трёхразовым питанием. И чаями между питанием))
Вообще кто хочет бесплатно заниматься, пусть идет на йогу или фитнес, хоть на бокс. Везде же всё бесплатно, никто денег не хочет)
Зимой было несколько вебинаров, можно было не приезжая в Питер слушать тему, и тут же спрашивать, что не понятно.
Арсений, 21 июля 2018г., 01:11:
Зимой было несколько вебинаров, можно было не приезжая в Питер слушать тему, и тут же спрашивать, что не понятно.
Тему забросил 3 года назад – не принял существовавший подход. Массив материалов о школе Белякова от Познавательного ТВ позволил вернуться к идее психофизических практик. Случайно на него наткнулся месяц назад.
Почему то понятно, что посмотрев на качка сам качком не станешь, или растяжка не появится глядя на гимнаста. А вот слушая лекцию хотят понять сразу всё. Нееет, тут тоже усилие нужно над собой сделать. Было бы всё понятно, вот тогда было бы не интересно! ;)
С Пятью тибетцами было так. Выступал В.А.Ефимов, упомянул, сказал, что ему помогает, предложил интересующимся искать в интернете по названию. Скачал, неделю читал и стал выполнять.
С СЦД так не получилось. Есть 2 автора (как и у Тибетцев), более или менее разобрался с одним. В книге 2 части: авторская – подробная с картинками и официальная – краткая, для сертифицированного инструктора. В первой около 60 упражнений – с оригинальными названиями, не пронумерованы, во второй около 20 из тех же упражнений, но с другими названиями. 
Насколько успел разобраться, инструкторы показывают по второй. Называют упражнения как кому вздумается, обычно заявляя, что от этого возникнет правильный образ у всех. Выполняется неукоснительно (явно входит в условия лицензии): заявление что сейчас будет объяснение понятия по ДОТУ, за которым следует заученный пересказ понятия по Фрейду (по кому-то из последователей). В прошлый раз это меня выбило из процесса, сейчас пытаюсь игнорировать. Описанное не относится к школе Белякова – он не издавал книг, может это и честнее.
После освоения получатся те же 5 тибетских (и древнерусских) упражнений – по одному (можно больше) на каждую область тела. Они выбираются под себя из примерно 10 предлагаемых для каждой области. По крайней мере, иерарх одной из школ утверждает, что более 5 минут по системе Ххх это не зарядка, а тренировка: https://youtu.be/ejcn1SoctdY?t=1778. 
Конечно, напрямую сравнивать экзотерическую и неизотерическую (надеюсь) системы некорректно. Но пока физическая составляющая несравнимо доступнее у первой. Тот же Ефимов отмечал, что духовная из неё – не для нас.
Много написал, главное – практики полезны для выявления глюков психики, помогающего движению к Человечности. Понятно, что усилия нужны и там и там.
В существующей системе подчёркивается: мы начинаем с тела. Если одновременно не заниматься и преображением нравственности – здравствуй, Индия, персональный привет каждому из 300 миллионов литтл пипл.
Правильная ссылка на 5-минутную зарядку: https://youtu.be/ejcn1SoctdY?t=1778
Есть вобще то на познавательном тв видео, где Евгений Беляков рассказывает историю становления СЦД "Жiва". Там он упоминает, в том числе, и то, что Жуков учился у него. И я слышал такой рассказ от Евгения изустно. Вопрос как всё появилось часто задают вновь пришедшие.
И Андреева училась у Белякова.
И если "Белояр" создавался совместно, как система, то название предложил Беляков. Это не древняя система а новодел. Эмблему тоже предложил Евгений:
https://vk.com/photo3859297_269301611
Запатентовал систему " Белояр" Станислав Жуков неожиданно для всех. С тех пор Беляков это название не использует. И если у Андреевой есть целостное движение, то Жуков до сих пор делает форму с ошибками, двигается не целостно, и в таком виде передаёт своим ученикам.
С Кудряшовым Беляков знаком. Целостное движение у Кудряшёва есть, но в узком диапазоне. И нет такой проработаной методики, такой проработанности практик.
На словах необходимые указания передать невозможно, ни в книге, ни объясняя в живую- это надо показывать. Передача ведётся на прямую, движения считываются, состояние считывается. Это сонастройка и тела и психики. От сердца к сердцу, что называется.
Повторять форму без правильного состояния толку мало, это механистичность и накатка тех ошибок, которые заложены особенностями физики тела. Главное состояние. А вход в состояние возможен только при распускании неких жёсктких личностных фиксаций. То есть прежде меняется нравственность человека, только потом формы начинают наполняться правильным движением, свободным от телесных зажимов, мышечных спазмов и т.д.
Далее. В "Белояре" инструктора получают за неделю, а у Белякова не ранее 2,5 года.
У нас в Питере есть пара человек пришедших с белояра, они разницу оценили сразу же, и остались в Живе.
Возможно раньше информации о школе Евгения Белякова было и мало, сейчас на познавательном тв есть соответствующие передачи. На you toube есть канал. Группы в соц. сетях.
Ищущий да обрящет)
Арсений, 24 июля 2018г., 10:32:
Возможно раньше информации о школе Евгения Белякова было и мало, сейчас на познавательном тв есть соответствующие передачи. На you toube есть канал.
Обсуждаемая статья как раз об этом.
Арсений, 24 июля 2018г., 10:32:
Беляков рассказывает историю становления СЦД "Жiва"
Я бы сказал, что он рассказывает историю системы восстановления видовой грациозности. Она известна как система целостного движения, меньше (по количеству школ) – естественного движения. Собрали, обобщили, взяли лучшее, описали, проверили практикой. Потом разошлись по 5 направлениям, одно из которых – «Жива». Тоже «новодел», хотя слово не самое подходящее.
Изложение совпадает с тем, что доступно по другим источникам.
Арсений, 24 июля 2018г., 10:32:
Запатентовал систему " Белояр" Станислав Жуков неожиданно для всех.
Вот он: патент РФ 2179430. Верю, что один из соразработчиков реализовал «присвоение себе в установленном законом порядке» (формулировка из копирайта ВП СССР) результатов общего труда, основанных на достоянии Русской культуры, в том числе названия разработки. Заявка подана 23.02.2000.
У меня остаётся вопрос.Беляков «лицензиат валеологии №08/99 от 29.10.99 регистрационный № 411 Балтийской Педагогической Академии», в интернете самого документа не нашёл. Что лицензировал он, за 3 месяца до того, как товарищ подал заявку? Вопрос Евгению Белякову, здесь – риторический.
Справедливости ради. На эффективность упражнений не влияет, а то что разногласия были – и так ясно.
Арсений, 24 июля 2018г., 10:32:
Повторять форму без правильного состояния толку мало, это механистичность и накатка тех ошибок, которые заложены особенностями физики тела.
Полагаю что ошибки обусловлены культурой. Е.Беляков их условием называет наличие абстрактного мышления, которого нет у других видов, по этой при чине не подверженных нарушению грациозности.
Арсений, 24 июля 2018г., 10:32:
прежде меняется нравственность человека, только потом формы начинают наполняться правильным движением, свободным от телесных зажимов
А ошибки в работе психики, следствие которых – нарушения грациозности, могут быть осознаны и ликвидированы в результате возвращения к грациозности.
Как я понимаю, минимальным изменением нравственности будет обеспечение достаточной двигательной активности и отсутствия психотропов. Организм должен ответить психике высвобождением ресурсов для устранения первого зажима.
Иначе получается замкнутый круг.
Организм (тело и биополе) – носитель процессов психической деятельности, значит и психика зависит от состояния организма. 
Другая школа говорит: «мы начинаем с тела» – наверное получится, если не оставлять нравственность в стороне. Так же как и не ждать «полной прокачки психики» для начала работы с телом.
Благодарю за интересное мнение и полезные подробности.
Мнение человека, некоторое время занимавшегося психофизическими практиками без учителя» «Интервью с Дмитрием о духовных практиках в наше время». Самоощущение на различных этапах освоения практик. Как получил травму. Почему инструкторы сводят йогу к фитнес-йоге. Полный путь индийского йога: зачем ему здоровое тело и чем должен закончиться путь – кратко и понятно. «Славянские» практики – отличия от восточных. Много субъективных и местами спорных подробностей из разных практик, христианства и других вероучений.
Семён, Ваш обзор весьма занимателен. Не поверю, что Вы так и не добрались до источника направления «целостное движение», который появился в России в конце 80-х. Что Н.Кудряшов, что Е.Беляков подпитались именно из него, хотя первый из них постарался отмежеваться от него. Думаю, что Вы о нём просто умолчали. Мысли уважаемого М.В.Величко о «видовой грациозности» и «равнопрочной позе», похоже, имеют тот же источник. Мой комментарий по поводу ролика  М.В.Величко на канале «Познавательное ТВ» можно найти здесь: http://www.dintr.ru/dto-i-vidovaya-gracioznost/
Удачи!
Благодарю за отзыв и за материал. Определённо в 2018 г. мне попадалось видео с названием такой школы. Эти видеозаписи не нашли связи ни с целостным движением ни с видовой грациозностью. Обзор основан на материале, доступном в интернете (что и отмечено в его начале). И на сегодня Яндекс и Гугл не дают положительного результата по запросу «видовая грациозность», если условием поиска указан адрес предложенного вами сайта (кроме вчерашней статьи,  по ссылке на которую а переходил).
По описанным причинам данная школа в свете темы обзора мне не известна и умалчивать не о чем. Признаюсь, что и после ознакомления с разделом «Смыслы нашей практики» на сайте, ситуация не изменилась. Дополнительно прошёлся поиском по тексту раздела и слова «целостное» (и производных от него) не обнаружил. Ни содержательно, ни формально не за что зацепиться.
Так устроена современная жизнь, что того, о чём не пишут в интернете, для большинства не существует. Наверное поэтому заинтересованные в учениках начинают раскрывать то, раскрытия чего не ожидаешь.
По-моему, у школы есть шанс охватить тысячи, а может и миллионы занимающихся, если цель действительно – видовая грациозность. Из того, что успел заметить: в материале 2017 г. на сайте используются термины «тонкое» и «плотное», что для массовой аудитории минус. Терминология так же даёт основания задуматься: относится ли школа к целостному движению – системе, вобравшей множество русских и восточных источников и дающей лучшее из них в понятном современникам и соотечественникам виде (как утверждается в книгах двух авторов и видеозаписи третьего)? Либо школа, не показывающая оснований для упоминания её среди практикующих ЦД (ЕД) и идёт параллельным этой системе путём? У других упоминается терминология ДОТУ с оглашением, без оглашения или только в оглашении (в последнем случае недоверие к ним объяснимо).
Так вот, на интересных и насыщенных секциях по здоровью на ПКФ, о целостном движении на его родине, к сожалению, не услышал ни слова. Работы непочатый край.

По рецензии на нарезку из беседы с М.В.Величко должен сказать следующее: кандидат экономических и философских наук ещё и участник авторского коллектива, который не позже чем с 2005 г. считает:
«…В жизни наших предков боевые искусства не были аналогами единоборств, характерных для культур Востока и Запада и носителями которых являются индивиды. 
В Руси изначальной индивид был носителем преимущественно психической по своему качеству жизненной практики вхождения в определённое настроение, которое условно и только отчасти можно назвать «боевой транс» (…) 
Вследствие этого при владении такого рода личностной психологической практикой создания определённого настроения систематические многочасовые тренировки, состоящие в нанесении ударов ладонями и ступнями по брёвнам с торчащими из них брусками  и т.п. и работа с партнёрами, были просто излишними, а стандарт всеобщий телесной развитости и грациозности был гораздо выше нынешнего — в силу иного образа жизни и иного характера труда. Под взглядом ребёнка, пребывающего в таком настроении, может драпать толпа взрослых, — не разумея, что произходит, и забыв о своих агрессивных намерениях под воздействием охватившего её ужаса».
Возможно я привожу прописные истины, но рецензия составлена без отражения того, что они известны её автору.
http://www.dintr.ru/sut-praktiki.html  Повнимательнее.

«Под взглядом ребёнка, пребывающего в таком настроении, может драпать толпа взрослых, — не разумея, что происходит, и забыв о своих агрессивных намерениях под воздействием охватившего её ужаса». Ну, снова о ребёнке в «боевом трансе». Кто-нибудь вводил ребёнка в «боевой транс» или видел его в этом состоянии? Поговорите с любым практикующим детским тренером по единоборствам. Ссылку в студию! Не надо ля-ля. Мифология не должна путаться с Идеалом.  Вот детская работа в состоянии (не в боевом) здесь: https://youtu.be/HFZM3qra2gA
Александр Кабанов, 8 сентября 2018г., 13:15:
Кто-нибудь вводил ребёнка в «боевой транс» или видел его в этом состоянии? Поговорите с любым практикующим детским тренером по единоборствам. Ссылку в студию! Не надо ля-ля. Мифология не должна путаться с Идеалом.
Фрагментарные цитаты могут вести к проблемам. Проверил – при всей фрагментарности ключевой момент я не забыл:
Семён Кузнецов, 7 сентября 2018г., 18:19:
«…В жизни наших предков боевые искусства не были аналогами единоборств, характерных для культур Востока и Запада и носителями которых являются индивиды. 
Речь не идёт о том, носителями чего являются индивиды. Речь идёт о Русском духе. Если нужна не квитанция а иллюстрация сути дела, художественный фильм «Матрица» подходит гораздо больше любой видеозаписи тренировки по единоборствам. Из документального крохи есть у Кадочникова, думаю, что такие же частные достижения имеются и у некоторых других, но на видео не пишутся.
Детские тренеры, с работой которых я достаточно знаком, в том числе практически и по единоборствам, не имеют никакого отношения ни к обсуждаемому обзору, ни к беседе с М.В.Величко 2014 г., в которой он впервые принёс в концептуальные ряды словосочетание «равнопрочные позы». Их деятельность относится к категории спорт.
Из того, что современный человек способен сопоставить с образами, имеющимися в его психике, авторский коллектив выбрал слово «транс», оговорив 2 условия (выделяю при цитировании):
 «...определённое настроение, которое условно и только отчасти можно назвать ‘’боевой транс’’».
Нет более понятных слов для наших современников. Написать «спас» – одни представят бородачей в вышиванках, прыгающих через костры, другие ничего не представят.
ВП СССР не пишет на языке, понятном только написавшему, чтобы там не говорили критиканы. КОБ не эзотерична.
Действительно, такого ребёнка мало кто видел, написанное – идеал, а ключей к Русскому духу почти ни у кого нет. В русском эпосе разрешение такой ситуации начинали с мёртвой воды.
Семён, вы сказали: «Терминология так же даёт основания задуматься: относится ли школа к целостному движению». Использование терминологии есть критерий практики? Вы всерьёз полагаете, что сказав «целостное» целостно сделаешь? Неужели Вы считаете, что «целостное движение» и «боевой транс» присущи лишь русской традиции -? Слово «транс» прямо таки славянское. Уж лучше бы выбрали более подходящий термин действительно из русской традиции — «спас». 
До 1987-88 г.г. о целостном движении в СССР вообще никто не упоминал (по крайней мере по отношению к боевым искусствам).

Коллектив теоретиков, мало разбирающийся в области человеческого телесного движения, (без иронии и с уважением в остальном) не с потолка напитался идеей «видовая грациозность», используя термин, относящийся к эстетике. А эстетика категория вполне субъективная  и сильно отличается в различных цивилизациях.  О «равнопрочности» и «позе» я уже сказал в комментарии к видео.
 
А вообще-то термин «целостное движение» — чуча. Человек в принципе целостен. Не целостно лишь его сознание. Но, за неимением другого приходится использовать это  словосочетание,  поясняя, что под этим имеется ввиду. 

А по поводу умолчания об источнике этих идей (целостное движение, и т.д.) так это я не о себе :)))  Я сам был приобщён к тому же источнику.

Ищите и обрящете! (из древней славянской традиции :))
Александр Кабанов, 8 сентября 2018г., 16:22:
Использование терминологии есть критерий практики? Вы всерьёз полагаете, что сказав «целостное» целостно сделаешь?
Ответы «да» либо «нет» были бы в этом случае ненаучными. Чтобы разговаривать на эту тему нужно определиться с понятиями. Хорошо бы сразу дать дефиницию и дело с концом, но не возьмусь этого сделать. 
В моём представлении система целостного движения – теория и методика, изложенные в книгах Андреевой 2000 г. и Жукова 2009 г. Содержание этих книг подтверждает формирование на протяжении 1990-х системы из разных источников и её отладку, описанные многими. При таком подходе ЦД в современном значении не существовало до 1993 г.
Дёмин, например не скрывает происхождение своей ветви и лицензию от Жукова, другие идут отдельным путём, не называя практику СЦД (или СЕД), им тоже ничего скрывать не нужно.
Вопрос не в копирайте, вопрос в содержании системы. А так же в том, что явление не имеющее названия, не существует для большинства, чтобы с ним ознакомить людей, нужно дать ему имя.
Очередной этап в истории целостного движения – объявление его методикой, содействующей исправлению проблем психики, Внутренним предиктором СССР в 2016 г. Это означает миллионы читающих (и сотни тысяч прочитавших).

Отдельный тема: что такое понятие? Здесь всё очень запущено. Ограничусь ответом не затрагивающим её.

По вопросу субъективности эстетики могу сослаться на лекцию Гирина (гуглится), составлена И.А.Ефремовым – соавтором КОБ, каковым его считает авторский коллектив. Из того же источника (Лезвие бритвы) могу вспомнить встречу героев с африканскими красавицами.
Семен, могу лишь пожелать Вам, чтобы Вы соединили слово и чувственный опыт, поскольку действительное понимание означает, когда за словом стоит опыт а опыт может быть переведен в слово. А так - лишь пинг-понг словами. Хотя, каждому свое. Удачи!

Новые комментарии