Достаточно общая теория управления (ДОТУ)

Что вы не знали об эгрегорах или не осмеливались спросить

«..Как известно, драконов не существует.
Эта примитивная констатация может удовлетворить лишь ум простака,
но отнюдь не ученого, поскольку Высшая Школа Небытия тем, что
существует, вообще не занимается; банальность бытия установлена
слишком давно и не заслуживает более ни единого словечка…»
(С.Лем. «Путешествие третье, или Вероятностные драконы»)
 

Недавно появилось видео от ВП СССР где В. М. Зазнобин беседовал с молодежью. Среди прочих тем была затронута технология взаимодействия с эгрегорами.

Поймал себя на том (не знаю, как у вас), что у меня до сих пор только отрывочные сведения об эгрегорах. Имеется ввиду то, что было известно до ВП СССР, где эгрегор описывался как (в приведенном ниже цитировании (курсив) выделение жирным шрифтом моё):

Величко М.В., Ефимов В.А., Зазнобин В.М. - Экономика инновационного развития (2015)

В монографии с позиций методологии достаточно общей теории управления (ДОТУ) рассмотрена проблематика государственного управления экономическим обеспечением общественного развития с учётом взаимодействия социально-экономической системы государства с биосферой и ноосферой планеты. Показана невозможность общественного развития и реализации Концепции устойчивого развития, принятой ООН в 1992 г., на основе либерально-рыночной экономической модели. Показана нравственно-этическая обусловленность социолого-экономических теорий. На основе методологии ДОТУ и организационно-технологического подхода к анализу функционирования социально-экономической системы государства дана управленческая интерпретация компонент балансовых моделей и указаны походы к обеспечению метрологической состоятельности балансовых моделей. Показаны возможности макроэкономического управления посредством кредитно-финансовой системы. Рассмотрена проблематика порождения обществом запросов на потребление продукции и природных благ. На основе методологии ДОТУ рассмотрена проблематика обеспечения экономической безопасности государства и общества в их развитии в гармонии с природной средой. Изложены основы философии государственного планирования природно-общественно-экономического развития и государственного управления макроуровня в процессе реализации планов. С методологических позиций ДОТУ научно-технический прогресс представлен как сетевой случайный саморазвивающийся процесс и рассмотрены возможности стимулирования его течения государством.

ДОТУ, рассматриваем технологии управления виртуальными структурами?

В данной статье предлагаю обратить внимание на практическую пользу, позволю себе даже сказать выгоду от знания ДОТУ.

Для строгих «ортодоксов» КОБ, которые возможно именно за применение слова «выгода» меня осудят, обращу внимание на то, что за них (за нас) никто обеспечивать себе и своей семье демографически- обусловленные потребности не будет, поэтому вопрос о "хлебе насущном" есть основной вопрос.

Если вы читали «Достаточно общую теорию управления» (далее ДОТУ) то обратили внимание на то, что там говорится о бесструктурном управлении.
А если тема управления для вас не безразлична, то наверное вы задавались вопросом: как реализовать полученные знания на практике, ведь из достаточно-общей теории необходимо извлечь (создать) методы для частного случая.

Ефимов В.А. (2016.11.26) - Встреча со студентами факультета Национальной Безопасности РАНХиГС

00:10 Кто они – те, кто смотрит и изучает ваше интервью?
02:25 Какие цели преследуете встречаясь с неизвестными людьми и отвечая на их бесконечные вопросы ?
08:08 Расскажите про свой процесс "перезагрузки" после знакомства с Концепцией ?
10:50 Выборы: Какие Вы ставили перед собой задачи? Какие Вам встретились трудности? Каков итог? Что вынесли для себя ? Какие теперь ставите задачи на будущее?

Ефимов В.А. (2016.11.26) - Продовольственная и аграрная политика. Ответы на вопросы аграриям ЦЧР

Санкт-Петербургский аграрный университет.

00:23 Каковы механизмы распределения всемирных продовольственных запасов?
04:48 Кем контролируются цены на продовольствие?
09:15 Какова зависимость отечественного продовольственного рынка от мировых корпораций?
13:35 Сельское хозяйство в России: холдинги, фермеры, кооперативы?
29:46 ГМО, химизация, биологически чистая продукция в России и мире. Перспективы развития и возможные последствия?
39:53 Ваше отношение к растительной пище?
43:34 Пути развития Агропрома в России?
44:29 Обращение к труженикам села

Величко М.В. (2016.11.23) - ДОТУ в кратком изложении (лекция №2 в ВоенМехе)

2:46 Для чего нужна теория управления?
8:45 Каким качествам должна отвечать теория управления?
13:59 История создания Достаточно общей теории управления
16:46 Полная функция управления
24:38 Устойчивость объекта в смысле предсказуемости его поведения

Еще раз об «окнах Овертона» (о Щедровицком)

Фамилия Щедровицкого всплыла недавно вместе с аналитическими записками и выступлениями авторского коллектива ВП СССР.
И в упомянутом объеме и контексте должна была осесть у меня где-то на «задворках памяти» как упоминание о той эпохе и её особенностях.

Но знакомый прислал статью Валерия Лебедева, опубликованную ещё в 2004г., которая называлась сначала «Подозрительные игры людей» но на сайте Гильбо стала называться «Игротехника от Щедровицкого до Ходорковского».
Саму статью можно прочитать самостоятельно, а хотелось бы привлечь внимание к теме управления, изложенного в данной статье и через проекцию знаний о «Достаточно общей теории управления» (далее ДОТУ).

Что удивило и было интересным?

Маленькая страна (сказка)

На данном сайте обычно обсуждаются вопросы мировоззрения и многие считают, что Концепция общественной безопасности, Достаточно общая теория управления не для детей, они возможно сюда и не заглядывают.
Но так как в формате сайта (в его конструкции) уже заложены возможности создавать темы для детей, то поспешу воспользоваться данной возможностью и предложить родителям, а с их разрешения детям страницу, с которой может быть начнется их знакомство и с другими «взрослыми» страницами.
Насколько это получилось вы сможете сказать в комментариях.

Та же ДОТУ, но в "сто раз" короче

Часто приходится слышать, что все современные реформы системы образования направлены на деградацию этой системы. Что ни придумают, дети всё тупее и тупее. До реформы школа была лучше. Вроде бы да, но насколько долго длится деградация?
 
Так или иначе реформа образования коснулась всех преподаваемых дисциплин. Не обошла стороной она и математику. Речь про реформу А.Н. Колмогорова (не факт, что он её придумал) в 70-х.  Результатом этих "благих намерений" стал резкий спад (с 80% до 1-20%) понимания математики к в школах.
 
Предполагается, что виной такого спада стала ориентированность новых учебников на науку, а если точнее на наукообразие. Такой способ преподавания полностью игнорирует психологию восприятия ученика.
 
В рамках реформы математики было бы разумным вернуться к учебникам Андрея Петровича Киселёва. Нам же, в рамках тематики настоящей заметки, интереснее обратить внимание на педагогические принципы Андрея Петровича: «Автор, прежде всего, ставил себе целью достичь трёх качеств хорошего учебника: точности в формулировке и установлении понятий, простоты в рассуждениях и сжатости в изложении».

Вхождение и выход из соборности, вы можете управлять этим инструментом (или как победить "кощеев")

Вектор цели данной статьи показать, что описание Мира (Вселенной) в работах ВП СССР адекватно и метрологически-состоятельно и предложить скептикам (если они конечно действительно ищут истину, а не просто нашли возможность канализировать свое недовольство жизнью через тролинг) самим это проверить.

Как говорит одни из участников ресурса «МедиаМера»- «рыцарь печального образа», «возможна целая серия» таких опытов, (были бы желающие) только необходимо сформулировать условия для него, а для этого необходимо прочитать теорию и выделить из общего частное и потом его проверить!

Самый нелегкий этап проверки «практикой – теории» это сформулировать правила опыта, который метрологически-состоятельно сможет подтвердить или опровергнуть теорию, а нелегкий в плане того, что необходимо провести определенную интеллектуальную работу по выделению частного из обобщений сделанных в теории.

Ещё раз об экономике и ноосфере (и на Земле есть необходимость в заселении и яблоневых садах — на примере «бесплатного гектара»)


В начале октября все средства массовой информации были наполнены сообщением Илона Маска о заселении Марса, но в данной статье предложу поговорить не о том, мечтатель Илон или жестокий обманщик, а о том, что и на Земле есть необходимость в заселении и яблоневых садах.

Для этого предложу вернуться к «бесплатному гектару» в Дальневосточном федеральном округе (далее ДФО).
Еще в 2015 году попытался определить, есть ли реальная необходимость и возможность в данном проекте.

Для обсуждения вам предлагается отрывки из технического задания (как его вижу) и некоторые цифры, которые были в свободном доступе и на основе которых каждый сможет сделать вывод не только о необходимости проекта заселения ДФО, но возможно и о заселении Марса.

Дергунов Т. - Формула менеджмента (2015): как идти "во власть"

Итак, вы прочитали достаточно общую теорию управления, основы социологии и, возможно, ещё и несколько других книг. Поняли их смысл и прониклись идеей преображения общества. Но споткнулись о вопрос «что делать?». Если хорошенько перерыть материалы сообщества можно найти, как минимум, два варианта приложения собственных сил: создавать информационное давление или идти во все уровни власти. О втором как раз и хочу поговорить.

И поможет в этом великолепнейшее практическое пособие по менеджменту от издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Зазнобин В.М. (2016.09.03) - В чём суть реформы образования?

01:39 Нам нужна иная школа http://pedpoema21.ru 
02:00 Отправленная в отставку Дилма Руссефф процитировала Маяковскогоhttp://www.kp.ru/online/news/2497155/ 
«Ну, что ж!» 
http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/ms8/ms8-13.. 
07:37 Представлены доводы в пользу галактического заговора против Земли 
https://lenta.ru/comments/news/2016/09/02/galacticclub/ 
Российские ученые обнаружили потенциальный инопланетный сигнал 
https://lenta.ru/news/2016/08/30/hd164595/ 
В США назвали причину появления увиденного в России «инопланетного» сигнала
https://lenta.ru/news/2016/08/30/hd1645952/

Путь к человечному будущему, кто как его понимает… (о получении адекватных знаний о мироздании в максимально-возможном юном возрасте)

Вектор цели данной публикации также многослоен как луковица…
это и надежда на помощь соборности суперсистемы интернет - сообщества,
и информация для потенциальных участников виртуальных структур …
надеюсь тема будет интересна и добрые люди не оставят её без внимания.

Продолжая тему о том, что сейчас создаётся наше с вами будущее и создаётся путём формирования мировоззрения детей и что мы с вами практически не участвуем в этом, занятые обеспечением демографически-обусловленных потребностей, которое мы называем «забота о детях и их воспитание».

И если ранее говорили «воспитала улица», то сегодняшняя «улица» это виртуальная реальность средств массовой информации и интернета и там нет альтернативы выбора для ребенка, так как вся информация имеет цель: вырастить биомассу.

Метод динамического программирования, анализ через ретроспективу и планирование

Вектор цели этой публикации многослоен как луковица,
это и проверка предположений и желание указать на фактор среды…,
надеюсь добрые люди не оставят без внимания затронутые вопросы...

Скажите вы знаете, чтобы в практике кто-либо указывал на то, что применял метод динамического программирования из ДОТУ, вот у меня до этого момента было уверенность его в сложности.

Но как оказалось в той или иной мере каждый в своей жизни пользуется этим методом, только до этого эти (его) действия имели другое название или вообще названия (для него) не имели.

Попробую изложить свою точку зрения и для этого приведу две практические задачи:
- как ретроспективу с целью анализа и поиска аналогий, управление логистикой хозяйственного подразделения;
- планирование мероприятий для организации создания, производства и распространения детских настольных игр, о которых говорилось ранее.

Шесть приоритетов обобщенных средств управления, от общего к частному

«Данная статья отражает предположения
автора, буду признателен если кроме
комментариев «что не правильно», критикам
удастся сформулировать, «а как правильно».»

Участвовал в забавной переписке на «МедиаМера», касающейся понимания управления на шести приоритетах обобщенных средств управления (далее ОСУ).
Попробую обозначить все шесть ОСУ через бытовые, частные примеры, хотя как оказалось это (для меня) не такой простой вопрос (перейти в данном случае от общего к частному и адекватно опознать среду) и возможно некоторые выводы неверны.

Как можно будет убедиться ниже, примеров «не густо» и многие «крутятся» вокруг долга, потому рассчитываю на другие частные примеры а также на корректировку или подтверждение.

Обсуждаем проект «Экономика в условиях глобализации…»

Обсуждаем проект «Экономика в условиях глобализации…»
«…от веры в Бога к вере Богу…»

«…Важнейшим социально-психологическим явлением, сопутствующим глобализации, стало повсеместное распространение культа потребления. Благодаря современным средствам коммуникации чрезмерно высокий жизненный стандарт, присущий только узкому элитарному кругу лиц и недосягаемый для подавляющего большинства, рекламируется как социальный ориентир для всего общества. Гедонизм превращается в разновидность гражданской религии, определяющей поведение людей, извиняющей безнравственные поступки, заставляющей посвящать все душевные силы и драгоценное время одной лишь потребительской гонке. Главным критерием социального успеха, главным мерилом ценностей становится объём потребляемых материальных благ…

Самые главные слова в КОБ?

«Возможно некоторые предположения изложенные в статье, могут показаться неожиданными, поэтому хотелось бы чтобы прочитавшие перешли к сути поставленных вопросов и  преодолели настойчиво-внедряемые стереотипы поведения через модули бесструктурного управления, в данном случае через модуль «вавилонская башня», и тем самым ушли от « буйства эмоций, пережигающих информационные потоки,  и вывели бы на уровень осознания всю иерархию каналов информационного обмена, несомую человеком в разных частотных диапазонах на разных, но общих для всей природы физических полях»

Спросите у себя и людей читавших или слышавших о «Концепции общественной безопасности», далее КОБ: что главное в ней, её суть?
А что главное в других работах ВП СССР, например, «Достаточно общей теории управления», далее ДОТУ, вы можете ответить?

Конечно, можно сказать в ответ: а что главное в учебнике математики, но ведь чем-то вы пользуетесь из этого учебника ежедневно, а чем-то нет. Значит, существует главное и полезное для вас и не главное, согласны?

Метафора древа познания в КОБ

Метафора «древа познания» — при её адекватной интерпретации — даёт полное представление об этом вопросе. Обратимся к рисунку слева:
  • почва — объективная реальность как таковая, включая тексты и иные памятники культуры, зафиксировавшие результаты познания (включая и заблуждения и злоумышленную1 ложь), унаследованные от прошлых эпох;
  • корни — методология познания, т.е. субкультура, ориентированная на извлечении новых знаний из объективной реальности;
  • ствол — достаточно общая (в смысле универсальности применения) теория управления: сама по себе она — абстракция, не содержащая никакой конкретики, кроме объективных закономерностей, на основе которых строится управление всегда и всюду;
  • ветви и листья — специализированные научные дисциплины как фундаментального, так и прикладного характера;
  • на ветвях — плоды, т.е. результаты научного познания, воплощённые в жизнь общества;
  • граница ствола и каждой ветви — метрология в форме специфической научной дисциплины или теоретически неформализованного навыка, определяющая порядок установления взаимосвязей абстракций соответствующей специализированной научной дисциплины и объективной реальности как таковой (её предметной области).

Пякин В.В. (2013) - 6 приоритетов управления обществом

6 приоритетов управления как инструменты концентрации управления в суперсистемах. 6-ой Приоритет силовой (обычная война) самый быстрый, но самый слабый и неустойчивый по своему воздействию. 1-ый приоритет (мировоззренченски-методологический) самый медленный но самый сильный и самый устойчивый по своему воздействию на объект управления.

ДОТУ, практические навыки: переходим, в реальном проекте, к пункту "Бесструктурный способ управления в русле ИНВОУ на основе виртуальных структур"

Эта статья не претендует на оригинальность, и несмотря на усилия обеспечить её краткость, изобилует банальностями и отступлениями, но такое построение было необходимо для утверждения: чтобы управлять бесструктурно в современном обществе, специальные условия, подготовка психики готовятся заранее, т.е. чудесных заклинаний нет!

Напомню, что речь идет о бизнес-плане, который планируется создать на основе ДОТУ (таким образом проверить её адекватность на практике), и по ходу составления плана очередь подошла к данному пункту.

Пякин В.В. (2014.08.07) - Вопрос-Ответ (спецвыпуск): Управление миром

0:30 Вопросы про Глобального Предиктора, глобальные элиты и страновые элиты США, про конфликт США с ГП.
2:40 Устройство общества. Толпо-элитарные общества. Роль технической элиты, творческой элиты и финансовой элиты.
7:00 Роль жречества в обществе. Отношения между жречеством, элитой и народом в примитивных толпо-элитарных обществах.
10:40 О постановке векторов целей для обществ. Про отсутствие национальных жречеств в современных обществах как органов постановки целей. Роль актеров, журналистов и прочей "творческой элиты" в примитивных и в современных обществах.
15:50 "Прокладка" из "творческой элиты" в государственных элитах как инструмент Глобального Предиктора, который лишает страны способности к самостоятельной постановки вектора целей, за счет изоляции друг от друга технической и финансовой элит руками "творческой элиты".

Простые примеры: [вектор целей] - [вектор состояния] = [вектор ошибки] --> [вектор управления]

Привожу простые примеры  [вектор целей] - [вектор состояния] = [вектор ошибки] ---> [вектор управления] 
Первый пример показывает как при одном и том же векторе целей изменяется вектор ошибки и управления при разных векторах состояния.

ДОТУ: А нужно ли искать адекватный образ понятию «совесть» для детской настольной игры?

Постоянные читатели данного ресурса наверное заметили, несколько сообщений на тему детских игр, в заглавии которых фигурировала аббревиатура  ДОТУ.

И, несмотря на то, что в обществе уже появились запросы на то, чтобы объяснить ДОТУ детям (об этом свидетельствует недавняя публикация другого автора), в теме о детских настольных играх, первоначально речь шла об узкой задаче поиска механизма передачи практических навыков распознавания среды на  1-6 приоритетах обобщенных средств управления (далее в тексте «ОСУ»).

Немного отвлекусь и подчеркну: давать «ДОТУ в образах для детей» и, используя в настольной игре образы которые отражают определенный частный случай, на котором ребенок сможет обобщить (от частного к общему) и получить навык (сделать вывод) об ОСУ это «дистанции огромного размера»!

Как преподать детям ДОТУ?

Для смены концепции на справедливую необходима подготовка кадровой базы (т.к. кадры решают всё). И кадры лучше всего готовить с самого раннего возраста - с 3-4 лет. Но культура на базе КОБ лишь только начинает появляться, основные работы (включая ДОТУ) пока что - в текстах, недоступных пониманию таких детей. И вот встаёт вопрос: как преподать детям ДОТУ? Данный материал претендует на вариант решения этой задачи.

Управление происходит по полной функции так, как расписано в ДОТУ. Но зачем тогда изучать ДОТУ, если психика и так создана для управления? - Да, психика, очевидно, создана именно для управления. Но изучать управление и его категории нужно для того, чтобы собственная психика субъекта заполняла информацией их все именно самостоятельно, а не просто была одной из миллионов и миллиардов практически копий кем-то другим заполненных этапов управления.

ДОТУ, так сможет ли настольная игра сможет сформировать навыки распознавания среды у ребенка?

Совсем недавно на этом ресурсе, для всех желающих было предложено поучаствовать в создании игр для детей как инструменте донести свои взгляды новому поколению и помочь детям в опознавании среды.

Было много критики и думаю, что она была учтена инициатором.

Пока на сайте инициатора виртуальной структуры, Сергея, велись «баталии» по поводу образов «совесть, воля, интуиция» и др. он уже составил эскиз будущей игры «Жить без совести нельзя!»

Эскиз еще не цветной, образы даны схематично, но уже представлено игровое поле и девять жизненных ситуаций в оригинальных стихах.

Матрица производительных процессов по ПФУ

    В продолжение публикации "Полный Функционал Управления для социальных экономических процессов " (http://mediamera.ru/post/24576)..
  Для создания рабочего инструмента коллективного управления, предлагаю взять стандартные бизнес процессы Основного и Вспомогательного производств из теорий процессного менеджмента и практики жизни вообще:

Полный Функционал Управления для социальных экономических процессов

В завершении публикации "Вековой путь становления ПФУ " (http://mediamera.ru/post/24570) я предложил свою версию последовательности из восьми этапов Полной Функции Управления:

  1. Разпознавание и учёт факторов явлений внутренней и внешней сред, воздействующих на систему.
  2. Формирование новых и обновление старых субъективных стереотипов факторов явлений с навыками их разпознавания будущее.
  3. Параметрическое целеполагание намерений на будущее в отношении выявленных факторов с анализом текущей результативности.
  4. Концептуальное планирование достижения целей на основе решения задачи устойчивости по предсказуемости.
  5. Организация и коррекция деятельности управляющих структур, несущих в себе целевые концепции управления.
  6. Координация взаимной деятельности элементов структур организации и прямые информационные воздействия.
  7. Обезпечение безопасности организационной деятельности и контроля за ней в процессе управления.
  8. Оптимизация ресурсов структурной организации с устранением возможных неблагоприятных последствий её деятельности. 
И теперь попробую разкрыть их ещё детальнее, как я субъективно вижу это на практике.

ДОТУ, практические навыки: составляем бизнес-план для организации разработки и производства настольных игр для детей (часть 2 "Условия создания виртуальной структуры")

При составлении бизнес-план на основе ДОТУ, (начальная публикация была на этом сайте) процесс «подошёл» к пункту «Структурный способ управления в русле ИНВОУ на основе виртуальных структур

Появились некоторые предположения по данному пункту, но как всегда не хватает конструктивной критики, поэтому (для помощи суперсистемы «МедиаМеры») публикую то, что уже есть.

И обращу внимание, что в самом заглавии пункта, а именно «Структурный способ управления в русле ИНВОУ на основе виртуальных структур.» содержатся два подраздела:
- создание виртуальной структуры;
- структурный способ управления созданной виртуальной структурой;

Поэтому в данной статье начну с создания модели виртуальной структуры. Чем более адекватную модель удастся создать, тем более будут видны возможности её структурного управления.

Вековой путь становления ПФУ

Впервые в мире разговоры о системных подходах в сфере управления начались ещё в конце 19 века, и к этому какое-то важное отношение определённо имел наш соотечественник — Вышнеградский Иван Алексеевич (1831-1895), основоположник Теории Автоматического Регулирования (сейчас - Теории Автоматического Управления «ТАУ»). Но никакой информации о процессно-функциональных подходах управления в его работах, к сожалению, я не нашёл.

Далее, в 1911 году появилась «Функциональная администрация» Фредерика Уинслоу Тейлора — Американского механика, инженера, учёного и специалиста по эффективности производственного процесса. Фредерика Тейлора (1856-1915) считают родоначальником науки управления. Именно ему принадлежит заслуга технического совершенствования организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро, новые методы работы, эффективные приемы резания металла, инструкционные карточки для рабочих и многое другое. С 1890 по 1893 гг. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. А в 1911 г. — учреждает Общество содействия научному менеджменту. Тейлор ввел в организацию управления два новых отдела:

ДОТУ, практические навыки: составляем бизнес-план для организации разработки и производства настольных игр для детей

В прошлой статье, на этом сайте, был описан частный случай, в котором были кратко изложены результаты, полученные при сознательном использовании некоторых утверждений ДОТУ, касающихся суперсистем и управления через информационные модули бесструктурного управления.

Как оказалось, из последующих комментариев на этом сайте, были опубликованы не все результаты исследования, на тот момент автор о них не знал.

Из последующих на статью комментариев, были выявлены (отклик участника исследований на «Проекте 2018.ru») следующие этапы, а именно:
- создание виртуальной структуры, реализующей информационный модуль;
- необходимость создания реальной хозяйственной структуры (в форме общественного или предпринимательского субъекта) и структурного управления ею.

Однако для создания реальной хозяйственной структуры по организации производства и распространения игр, необходим чёткий план (план управления хозяйством, бизнес-план), т.е. дополнительная подготовительная работа.

Объектное проектирование (предложение участвовать в процессе становления)

Добрый день, уважаемые читатели концептуального форума.

Хочу рассказать вам о новом виде проектирования, появившимся недавно в 2015 году, получившим название «Объектное проектирование». Объектное проектирование - это информационный процесс, в результате которого появляются новые информационные объекты и системы управления этими объектами. Точное определение звучит так:
Объектное проектирование – это информационно-алгоритмический процесс подчи­нённый осознанной целесообразности, протекающий в замкнутой информационно-алгоритмической системе и несущий в себе управление субъекта объектом, субъект и объ­ект управления обладают заданными значениями свойств, описываемых параметрами, и методологией работы с ними.

В самом общем смысле объектное проектирование - это процесс создания управляемых замкнутых информационных систем с целью осуществления управления субъекта объектом с заранее известным спи­ском целей управления. Информационные системы при этом обладают рядом свойств, которые описываются параметрами. Методология работы с параметрами, описывающими присущие системе свойства, позволяет осуществлять управление в соответствии со списком целей субъекта управления. 

Изучаем ДОТУ: образные субъективные представления о механизме управления, изложенные на 1-12 страницах ДОТУ

образные субъективные представления о механизме управления, изложенные на 1-12 страницах ДОТУ
образные субъективные представления о механизме управления, изложенные на 1-12 страницах ДОТУ
Мы выразили в тексте свои образные представления об управлении. Но чтобы у Вас возникли образные представления об управлении в Жизни, и Вы могли бы осуществить самоконтроль, иллюстрировать текст надо Вам, а не нам.
ДОТУ

На картинке образные субъективные представления о механизме управления, изложенные на 1-12 страницах ДОТУ.

ДОТУ, практические навыки: настольная игра сможет сформировать навыки распознавания среды у ребенка

Наверное, не будет преувеличением сказать, что каждый прочитавший «Достаточно общую теорию управления» (далее по тексту, ДОТУ), задавался вопросом практического её применения.

В данной статье вам представлено краткое описание частного случая, в котором изложены результаты, полученные при сознательном использовании некоторых утверждений ДОТУ, которые касаются суперсистем и управления через информационные модули бесструктурного управления.

Фёдоров Е.А. (2014.12) - «ГосДума - политический спектакль» + «Все знают, что я прав»

В соответствии со ст.105 Конституции РФ депутаты принимают, а не разрабатывают законы. Концепция основных 95% законов приходит из заграницы, от МВФ, например. Единицы процентов - "ручные" законы Президента. По словам Фёдорова, не было ни одного закона за всю историю ГосДумы, разработанного самой ГосДумой. Роль парламента - роль артистов. ГосДума - политический спектакль. Стратегов туда не отбирают.

Интересно, что некоторые обыватели не могут поверить в то, что депутат Евгений Алексеевич в этом видео говорит правду. Эти обыватели могли ранее называть депутатов вредителями и дармоедами, «госдурой» и прочее, но принять конституционный характер функционального кнопкодавства Госдумы они не могут. Также бывший депутат Селезнёв в этом ролике считает Фёдорова дурачком, но тут, как говорится, есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто (Ключевский).

Евгений Алексеевич - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ четырёх созывов (1993—1996, с 2003), член Единой России.

Оценим, какие обязанности и полномочия есть у ГосДумы по действующей Конституции в соответствии с полной функцией управления:

Разбор метода динамического программирования

Недавно столкнулся с одним развесёлым мнением (забавно, что от программиста), дескать "Теорию множеств" знать не обязательно, можно до всего допереть самостоятельно. И это говорил человек, ежедневно в своей работе использующий операции конъюнкции и дизъюнкции ("и" и "или"), булевы функции (множественные условия), кванторы («для любого…», «существует…»), предикаты (функция дающая в результате "0" или "1", назовите её логическим выражением, если хотите).

В определённой степени человек прав, можно и вправду не знаю всего этого программировать. Но что на выходе?

ITIL: параллели с ДОТУ

Очередное наблюдение об универсальности ДОТУ. Не преследую целей провести полное сопоставление, однако замечу что содержание стандарта ITIL наиболее близко как по терминологии, так и методологии к положениям ДОТУ.
 
Итак. ITIL - это такой стандарт, разработанный специально для управления ИТ инфраструктурой, целью которого является снижение затрат на оказание услуг заказчику. Такая формулировка является критерием выбора оптимального способа достижения результата при построении цепочки шаговых управлений (минимизация финансовых затрат) - первая параллель. На практике стандарт предполагает внедрение нескольких процессов: управление сервисом, управление инцидентами, проблемами, изменениями, релизами и т.д. Всё это нужно для поддержания определённого уровня сервиса (услуг). И вот здесь параллели самые очевидные.
 
Предоставление услуг начинается с формирования каталога услуг (Service Catalogue) - в терминологии ДОТУ - это перечень процессов управления. Для каждой услуги определяется набор ключевых показателей производительности (Key Performance Indicator (KPI) - вектор состояния. Услуга может предоставляться с разным уровнем сервиса - режимы функционирования системы (по ДОТУ). Для заключения соглашения об уровне сервиса (Service Level Agreement (SLA) оформляется требуемый уровень сервиса (Serbice Level Requiement(SLR) - вектор целей. Организационная структура реализации услуг (5-ый этап ПФУ) фиксируется в соглашении операционного уровня (Operational Level Agreement (OLA).

Параллели ДОТУ с ООП (Объектно-ориентированное программирование)

В очередной раз прихожу к выводу, что математикам и программистам легче понять ДОТУ. Тот уровень абстракции, на котором приходится работать так и подталкивает к пониманию базовых категорий. Начну с небольшого фрагмента из книги «Философия Java»
Развитие абстракции
Все языки программирования построены на абстракции. Возможно, трудность решаемых задач напрямую зависит от типа и качества абстракции. Под словом «тип» я имею в виду: «Что конкретно мы абстрагируем?» Язык ассемблера есть небольшая абстракция от компьютера, на базе которого он работает. Многие так называемые «командные» языки, созданные вслед за ним (такие, как Fortran, BASIC и C), представляли собой абстракции следующего уровня. Эти языки обладали значительным преимуществом по сравнению с ассемблером, но их основная абстракция по-прежнему заставляет думать вас о структуре компьютера, а не о решаемой задаче. Программист должен установить связь между моделью машины (в «пространстве решения», которое представляет место, где реализуется решение, — например, компьютер) и моделью задачи, которую и нужно решать (в «пространстве задачи», которое является местом существования задачи — например, прикладной областью). Для установления связи требуются усилия, оторванные от собственно языка программирования; в результате появляются программы, которые трудно писать и тяжело поддерживать. Мало того, это еще создало целую отрасль «методологий программирования».
 
Альтернативой моделированию машины является моделирование решаемой задачи. Ранние языки, подобные LISP и APL, выбирали особый подход к моделированию окружающего мира («Все задачи решаются списками» или «Алгоритмы решают все» соответственно). PROLOG трактует все проблемы как цепочки решений. Были созданы языки для программирования, основанного на системе ограничений, и специальные языки, в которых программирование осуществлялось посредством манипуляций с графическими конструкциями (область применения последних оказалась слишком узкой). Каждый из этих подходов хорош в определенной области решаемых задач, но стоит выйти из этой сферы, как использовать их становится затруднительно.
 
Объектный подход делает шаг вперед, предоставляя программисту средства для представления задачи в ее пространстве. Такой подход имеет достаточно общий характер и не накладывает ограничений на тип решаемой проблемы. Элементы пространства задачи и их представления в пространстве решения называются «объектами». (Вероятно, вам понадобятся и другие объекты, не имеющие аналогов в пространстве задачи.) Идея состоит в том, что программа может адаптироваться к специфике задачи посредством создания новых типов объектов так, что во время чтения кода, решающего задачу, вы одновременно видите слова, ее описывающие. Это более гибкая и мощная абстракция, превосходящая по своим возможностям все, что существовало ранееНекоторые разработчики языков считают, что само по себе объектно-ориентированное программирование не является достаточным для решения всех задач программирования, и выступают за сочетание различных парадигм программирования в одном языке. Такие языки называют мультипарадигма́льными (multiparadigm). Смотрите книгу Тимоти Бадда Multiparadigm Programming in Leda (Addison-Wesley, 1995).. Таким образом, ООП позволяет описать задачу в контексте самой задачи, а не в контексте компьютера, на котором будет исполнено решение. Впрочем, связь с компьютером все же сохранилась. Каждый объект похож на маленький компьютер; у него есть состояние и операции, которые он позволяет проводить. Такая аналогия неплохо сочетается с внешним миром, который есть «реальность, данная нам в объектах», имеющих характеристики и поведение.
 
Алан Кей подвел итог и вывел пять основных черт языка Smalltalk — первого удачного объектно-ориентированного языка, одного из предшественников Java. Эти характеристики представляют «чистый», академический подход к объектно-ориентированному программированию:
 
  • Все является объектом. Представляйте себе объект как усовершенствованную переменную; он хранит данные, но вы можете «обращаться с запросами» к объекту, требуя у него выполнить операции над собой. Теоретически абсолютно любой компонент решаемой задачи (собака, здание, услуга и т. п.) может быть представлен в виде объекта.
  • Программа — это группа объектов, указывающих друг другу, что делать, посредством сообщений. Чтобы обратиться с запросом к объекту, вы «посылаете ему сообщение». Более наглядно можно представить сообщение как вызов метода, принадлежащего определенному объекту.
  • Каждый объект имеет собственную «память», состоящую из других объектов. Иными словами, вы создаете новый объект с помощью встраивания в него уже существующих объектов. Таким образом, можно сконструировать сколь угодно сложную программу, скрыв общую сложность за простотой отдельных объектов.
  • У каждого объекта есть тип. В других терминах, каждый объект является экземпляром класса, где «класс» является аналогом слова «тип». Важнейшее отличие классов друг от друга как раз и заключается в ответе на вопрос: «Какие сообщения можно посылать объекту?»
  • Все объекты определенного типа могут получать одинаковые сообщения. Как мы вскоре убедимся, это очень важное обстоятельство. Так как объект типа «круг» также является объектом типа «фигура», справедливо утверждение, что «круг» заведомо способен принимать сообщения для «фигуры». А это значит, что можно писать код для фигур и быть уверенным в том, что он подойдет для всего, что попадает под понятие фигуры. Взаимозаменяемость представляет одно из самых мощных понятий ООП.
 
Буч предложил еще более лаконичное описание объекта:
 
Объект обладает состоянием, поведением и индивидуальностью.
 
Суть сказанного в том, что объект может иметь в своем распоряжении внутренние данные (которые и есть состояние объекта), методы (которые определяют поведение), и каждый объект можно уникальным образом отличить от любого другого объекта — говоря более конкретно, каждый объект обладает уникальным адресом в памяти. Это верно с некоторыми ограничениями, поскольку объекты могут реально существовать на других машинах и в различных адресных пространствах, и также могут храниться на диске. В этих случаях, индивидуальность объекта должна определяться чем-то иным, чем адресом памяти.

Проводим параллели:
Суть второго этап ПФУ (Формирование навыка (стереотипа) распознавания фактора среды на будущее) на практике сводится к выявлению характеристик этого фактора среды, в отношении которого будет разворачиваться управление, и их метрологии. В ООП этот ни что иное как описание Класса.

  • Класс в ООП - это "Объект управления"(фактор среды) в ДОТУ.
  • Переменная класса - Параметр, характеризующий объект управления.
  • Тип переменной класса - метрология параметра.
  • Методы класса - решение задачи устойчивости по предсказуемости.
  • Наследование классов - иерархическая структура параметров.
Понимание принципиальной разницы между понятиями класс и объект в ООП имеет такое же ключевое значение как понимание разницы между параметром фактора среды и значением этого параметра в ДОТУ. В ООП объекты появляются, когда речь заходит о конкретных параметрах. В ДОТУ тоже есть это появление - состояние объекта управления в конкретный момент времени в заданных обстоятельствах. Формулировка довольно растянутая, всё дело в том, что мат.часть ДОТУ не дает направления движения.

Технически вектор текущего состояния, вектор целей, шаговый вектор целей, любой возможный вектор текущего состояния на промежуточном этапе реализации концепции управления - суть объекты одного класса.

Закончу пока с параллелями. Думаю, профессиональные программисты могут привести заметно более интересные примеры.

ДОТУ и модель постоянного совершенствования COBIT5

CobiT (сокращение от Control Objectives for Information and Related Technologies («Задачи информационных и смежных технологий») — представляет собой пакет открытых документов, около 40 международных и национальных стандартов и руководств в области управления IT, аудита и IT-безопасности. Создатели стандарта провели анализ и оценку и объединили лучшее из международных технических стандартов, стандартов управления качеством, аудиторской деятельности, а также из практических требований и опыта — всё то, что так или иначе имело отношение к целям управления.

Задача CobiT заключается в ликвидации разрыва между руководством компании с их видением бизнес-целей и IT-департаментом, осуществляющим поддержку информационной инфраструктуры, которая должна способствовать достижению этих целей.

Нередко руководство компании в силу объективных причин не понимает IT-специалистов. По представлению руководства, сотрудники IT-подразделения разговаривают на каком-то птичьем языке. Те, в свою очередь, не понимают бизнес-терминов, на основании которых строятся распоряжения руководства. Это всё приводит к росту издержек, выполнению лишней работы, что, конечно же, сказывается на эффективности деятельности компании.

Параметры процесса в ПФУ и Система Сбалансированных Показателей (BSC)

Wiki:
Сбалансированная система показателей (ССП) (англ. — Balanced Scorecard (BSC)) — концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроля их достижения. По сути ССП - это механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании (или группы) на их достижение. На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ) (англ. — Key Performance Indicator (KPI)). KPI являются измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте, ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления.

Ещё одна методика определения параметров процесса, из серии "лучшие мировые практики". Если не обращать внимание, что методика ориентирована в первую очередь на бизнес, можно попробовать адаптировать её для выявления "параметров, характеризующих объект (процесс)" в произвольном случае.

Вот это сильно напомнило "устойчивость по предсказуемости": Основной принцип Balanced Scorecard, который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления - управлять можно только тем, что можно измерить.

Ранжирование целей на основе субъективной оценки и порядок вынужденного отказа от цели в ДОТУ

Подробно о ранжировании процессов можно почитать в книге: Майк Робсон, Филип Уллах «Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов».

В ДОТУ приоритет целей задаётся через оценку "порядка вынужденного отказа", в указанном методе ранжирования в первую очередь оптимизируются те процессы, экономический эффект от оптимизации которых будет максимален. При всей похожести это не одно и то же.

В простейшей форме эта оценка может быть задана через табличку 3 на 3 оценкой эффективности и важности. Поскольку хорошим тоном считается выделять на уровне не более 8 процессов, то табличка не потребует усложнений.

важность/состояние высокая эффективность средняя эффективность низкая эффективность
очень важный      
важный      
второстепенный      
В принципе, можно заменить экономические показатели эффективности и важности на другие, лучше согласующиеся с совестью. Будут предложения?

Выявление параметров процесса (метод SWOT-анализа)

После того, как определён фактор среды (процесс), который станет объектом управления, следуя ПФУ, нужно определить какими параметрами характеризуется его работа. Как это сделать не уточняется. Возможно, именно от этих навыков и зависит качество управленца. По тексту ДОТУ упоминается, что управленец должен накопить минимальный багаж знаний по процессу, так сказать, собрать статистику. В принципе, понятно: приступать к управлению нужно тем, в чём более-менее разбираешься.

Однако, даже в знакомом процессе начать его описание с чего-то нужно. Проблема чистого листа может решаться по-разному. В современном менеджменте этот этап работ называют "анализом процессов" и выделяют множество способов количественных и качественных. В будущем, наверное, стоит рассмотреть и другие, а пока остановлюсь на качественном: SWOT-анализ.

ДОТУ и цикл PDCA

Давно хотелось написать статью или хотя бы заметку на тему "лучшие мировые практики в области управления". Попадаются интересные материалы, но всё руки не доходят собрать кусочки воедино. В люболм случае формат форума не противоречит созданию кучи тем с обсуждением кусочков единого целого.

Цикл управления PDCA (Plan-Do-Check-Act — планирование, управление, контроль выполнения, управление, решение), известный как цикл Шухарта - Деминга, является стандартом в области менеджмента. Что-то из области: вам должно быть стыдно, если вы управляете процессами не зная этого.

В ДОТУ такие вещи не упоминаются, и вообще, само понятие цикличности процессов управления задано неявно. Однако всё это там есть, пусть и выражено другим способом.

Для начала взглянем на цикл Демминга. 

Величко М.В. (2012) - Теория суперсистем (рассинхрон исправлен)

Видеозапись лекции на тему: "Теория суперсистем" доцента кафедры социологии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, к.э.н. Михаила Викторовича Величко для магистров.

История возникновения ДОТУ. Основные категории достаточно общей теории управления. Полная функция управления. Устойчивость по предсказуемости. Балансировочный режим и манёвр. Схемы управления. Структурное и безструктурное управление. Суперсистема. Процессы в суперсистемах. Теория подобия.

Величко М.В. (2012) - Метод динамического программирования

Видеозапись лекции доцента кафедры социологии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, к.э.н. Михаила Викторовича Величко для магистров.

Что такое оптимизация?
Почему мы будем затрагивать именно метод динамического программирования?
Что стоит за всеми состояниями множества и переходами из одного состояния в другие в жизни?
Чтобы управлять, что нам надо?
А что можно сказать о конечном состоянии?
Сказка о спящей красавице. Почему идёт борьба за то, чьё слово будет последним?
Почему оглашение прогноза является управленческим актом?
Схема МДП является предельно ёмким в информационном отношении образом всей ДОТУ, её связи с жизнью, её связи с МДП, который является своего рода тестом на состоятельность постановки управленческих задач.

Ляпы в ДОТУ

Редакция 2011 года ДОТУ внесла изменения в ПФУ: теперь она состоит из 8 этапов. В главе 10 сделана отличная табличка.
Однако в главе 13.2 по-прежнему используется старая версия ПФУ (из 7 этапов). На смысл работы это никак не влияет, однако не плохо бы иметь однообразие.

Программная реализация ДОТУ в СССР 60-ых годов

В конце пятой главы ДОТУ есть сноска в которой говорится о неком программном продукте (выделил жирным):
 
Разработаны алгоритмы, позволяющие вычислить общую продолжительность выполнения проекта; выявить в проекте иерархию зависимости общей продолжительности проекта от возможности задержки выполнения каждого из этапов и т.п. Это всё рассматривается в специальной литературе (1).

1. В СССР сетевые методы были в моде в 1960 е гг., когда к их использованию принуждали бюрократически. Но поскольку в СССР эпохи «застоя» и объективные, и субъективные факторы в жизни общества препятствовали оптимизации управления проектами и народным хозяйством в целом, то как только прошла на них мода, так они и забылись. А практические наработки, реализованные в программном продукте, были утрачены с переходом к ЭВМ новых поколений на основе принципа отсутствия программной совместимости с ЭВМ прежних поколений.

Вопреки этому управленческая культура наших дней требует знания сетевых методов и умения применять их к оптимизации управления проектами и работой предприятий.

последний абзац главы вызывает наибольший интерес:
Сетевые методы могут обслуживать алгоритм метода динамического программирования (о нём речь пойдёт далее в разделе 14), поскольку в некоторых иерархически многоуровневых моделях управляемых процессов шаговые выигрыши в методе динамического программирования могут быть получены на основе сетевых методов.

Вот бы посмотреть эти наработки. Может у кого есть соображения как это осуществить?

Существует ли дидактический материал к курсу ДОТУ?

Существует ли дидактический материал к курсу ДОТУ?

На обложке ДОТУ написано: «Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики — процессов управления Санкт-Петербургского государственного университета (1997 — 2003 гг.)»

Так понимаю, минимум в течении шести лет этот курс читали. Так же слышал, что и в других вузах пытались. Неужели только одними постановочными материалам дело обошлось?

По идеи студентов должны были научить как управлять процессами по ПФУ, а обучению, как правило, сопутствует практика.

Если уж совсем ничего нет, хотя бы учебный план дисциплины найти.

ДОТУ: Что из себя представляет реальный фактор среды? Как определить его параметры?

Первый этап полной функции управления: выявление фактора среды, который «давит на психику», чем и вызывает субъективную потребность в управлении.
  • Что из себя представляет реальный фактор среды?
  • Как определить его параметры?
Собственно задача в том, чтобы понять с какими именно объектами мы работаем на первом этапе ПФУ.

Страницы

Развиваемые публикации

Новые комментарии