Фильмы, обличающие капитализм

Подборка фильмов, раскрывающих недостатки и пороки капитализма. Как и сама тематика, часть фильмов довольно жёсткие.
Козерог один / Capricorn One (США, Великобритания, 1977)
Научные достижения никому не нужны.
В обществе потребления люди предпочитают смотреть повтор сериала высадке на луну - наука никому не интересна. Как следствие этого - на неё не выделяют бюджет, и она не развивается.
Более подробно viewtopic.php?f=106&t=94 (приключения)
Игрушка / Le jouet (Франция, 1976)
Завуалированное рабство.
В комедийной форме показано как реально работает система рабочий-наёмник на западе: вроде бы профсоюзы есть, но участвующие в них люди бояться вякнуть против действий руководства, т.к. их уволят. Таким образом, под всеобщее пассивное согласие, руководство делает то что хочет. В то же время главный герой, имея кредит и боясь потерять работу, в такой системе фактически вынужден быть вещью (рабом). Более подробно post/1798. (комедия)
Болевар не выдержит двоих (фильм "деловые люди", 1 часть) (СССР, 1962)
Человек человеку враг.
После удачного ограбления ковбой-разбойник убивает ослабшего напарника и овладевает его долей. Спустя годы он становится преуспевающим дельцом, ведь в мире финансов более чем актуальны навыки разбойника - жестокость и безразличие. (приключения)
Человек в белом костюме / The Man in the White Suit (Великобритания, 1951)
Наука мешает торговой системе.
Капитализм и общество потребления не заинтересованы в научном прогрессе.
Более подробно viewtopic.php?f=104&t=438. (комедия)
Посылка / The Box (США, 2009)
Эгоцентризм.
Сверх-существа испытывают человеческую цивилизацию на коэффициент альтруизма - готовностью пожертвовать своими желаниями ради блага всего общества. В случае общего негативного результата считается что такое общество не способно выжить и эти сверх-существа ускорят вымирание всего вида (отклонение курса общества от божьего промысла)
Итак, семья получает странную коробку с кнопкой, нажав на которую они получат миллион долларов, но при этом умрёт кто то неизвестный им. Они, как им кажется, нуждаются в деньгах и встают перед нравственным выбором.
При всей мистичности фильма, хорошо показана аналогия с конкурентными отношениями капитализма. Либо ты съел, либо тебя. Победа и успех одного из конкурентов означает поражение других - как в качелях-балансир - кто то поднялся, значит кто то опустился. Конкуренция при капитализме приучает людей к такому мировоззрению и они готовы принести кого-то в жертву своему успеху. Таким образом, в фильме проводится параллель между финансовыми отношениями и мировоззрением общества (капитализм - эгоизм). (мистический триллер, тяжелый)
Зелёный сойлент / Soylent Green (США, 1973)
Тупик развития общества.
Один из вариантов печального будущего. Капитализм стимулирует разобщённость в обществе. Отсутствие общих целей в конце концов привело к перенаселению и истощению ресурсов планеты. Люди питаются биомассой океана под названием зелёный сойлент. Однако наш герой узнает что и масса океана уже давно иссякла, а продукт этот делают из тех же людей. Практически такая ситуация возможна и при безумной олигархии как на Тормансе (Час быка), однако капитализм (как экспоненциальный процесс накопления средств (а значит власти) у одних и обнищания других) приведет именно к ней (триллер, фильм тяжелый)
Земля мёртвых / Land of the Dead (Канада, Франция, США, 2005)
Экономический и общественный коллапс.
Внешне это заурядный фильм ужасов, смотреть не советую. Однако в нём обыграна примечательная идея. Зомби захватили практически весь мир, и лишь в одном городке местные олигархи из оставшихся живых людей создали социальную структуру, где есть богатые и обслуживающие и охраняющие их бедные. При этом богатые умудрились отстроить небоскреб, в котором они будут шикарно жить. Получается оазис на фоне полнейшего хаоса. Вижу в этом аналогию с капиталистическим обществом в своём апогее: зомби (толпа, бОльшая часть планеты), богатые и живое простонародье обслуживающее богатых (прикормленная толпа). Однако такая система ненадежна и рано или поздно произойдет коллапс, что и показано в картине. (ужасы)
Мистер Кок / Mister Cok (Франция, 2008)
Прогресс как проклятие.
Роботизация и производственный конвеер могли бы сделать труд рабочих более простым и коротким, но в условиях капитализма вместо этого
машины вытесняют рабочих с рынка, обрекая на нищенское существование и ещё быстрее увеличивая разрыв между бедными и богатыми. Бедные становятся ненужными обществу и для нейтрализации массы их вышвыривают на войну. Т.е. в данном ролике дана мысль, зачем современным государствам (читай транснациональным корпорациям) могут быть нужны войны.
(мультфильм короткометражный (10 минут), драма)
Африканская сказка (СССР, 1963)
Агрессия и хищничество.
В мультике показаны цели и средства с которыми страны запада приходят в развивающиеся страны. Под благовидным предлогом местное население становится рабами капиталистических хищников. Картине 50 лет, а она более чем актуальна.
(мультфильм короткометражный (14 минут))
Элизиум: Рай не на земле (США, 2013)
Будущее. Общество разделено на рабочую толпу и элиту. Толпа живет на земле в ужасных условиях: жизнь человека не стоит ничего, иметь работу - большая удача. Элита живет на искусственном спутнике (Элизиуме) с альпийским ландшафтом. Медицина строго разделена - на земле плохая, на Элизиуме идеальна - люди вечно молоды (автоматы восстанавливают человека даже после смерти). В общем похоже на Джи и Кжи Торманса. (Боевик)
iphone360_726794.jpg Любой ценой «Hell or High Water» (США, 2016)
Америка, наши дни. Два брата грабят банки чтобы выплатить ипотеку за семейное ранчо. На протяжении фильма вскрываются многие дремлющие язвы общества — засилье банков, кредитов и должников, ненависть к этому простого населения. Скромность быта простых районов. Межрассовые споры («когда то у индейцев эти земли отняли белые, а теперь у белых эти земли отнимают банки») (драма)
Джанго освобождённый (2012, США, драма-вестерн)
Рабовладение.
Фильм, где Квентин смог направить свою манию крови и жестокости в верное русло, эффектно передав ужасы рабства - когда к человеку относятся как к предмету.
Сопровождающая записка от "Гоблина" Дмитрия Пучкова
Пучков о Джанго
Комментарии (4)
Короткий ролик на английском, в силу чего не могу точно сказать о чем в нём говорится.
Но на визуальном ряде очень хорошо показано будущее при текущем деградационно-капиталистическом векторе развития: весь прогресс идёт в угоду инстинктов, бедность соседствует с роскошью и научными достижениями, общество разобщено.
http://vimeo.com/51138699
В аудио-дорожке немного о другом говорится: "... никто не хочет быть как они, не хочет болеть, не хочет стареть. Всё крутится вокруг приобретения новых частей своего тела..."
Так называемый герой тырил прототипы, за что на него была открыта охота. Пытался скрыться в Тайланде, где можно всё достать. А в конце он выгружает воспоминания, чтобы позже поместить их в своё "другое тело".
Andy:
Элизиум: Рай не на земле (США, 2013)
Будущее. Общество разделено на рабочую толпу и элиту. Толпа живет на земле в ужасных условиях: жизнь человека не стоит ничего, иметь работу - большая удача. Элита живет на искусственном спутнике (Элизиуме) с альпийским ландшафтом. Медицина строго разделена - на земле плохая, на Элизиуме идеальна - люди вечно молоды (автоматы восстанавливают человека даже после смерти). В общем похоже на Джи и Кжи Торманса. (Боевик)

Встретил некоторое время назад описание этого фильма. Сюжет и проблематика показались многообещающими, но просмотр вызвал разочарование.
 
Далее могут раскрываться детали сюжета

Общество на Земле показано чрезвычайно безнравственным, нищета материальная сопоставима с нищетой духовной. Нравственность "элиты", живущей на Элизиуме такая же.

Основное время фильма занимают сцены боев и драк с участием главного героя, поэтому ему просто некогда изображать какую-то внутреннюю борьбу. А она, очевидно, была, т.к. действуя с самого начала фильма исключительно из эгоистических мотивов, главный герой в самом конце поступает весьма альтруистически, что плохо согласуется с его предыдущими поступками и словами. Так и хотелось воскликнуть: "Не верю!"

Главную проблему, поднятую в фильме — неравенство и несправедливость общества — решили в конце по принципу "все отобрать и поделить поровну". Нет даже намека на какие-то нравственные перемены. Отсюда у меня возник вывод: то, что подано как "хэппи энд", на самом деле — начало пути к новому, еще более глубокому кризису того общества.

Учитывая то, что общество из фильма "Элизиум" можно понимать как метафору сегодняшнего общества, считаю фильм некой попыткой запутать зрителя, увести его в сторону от понимания истинных причин нынешнего кризиса и особенно от понимания путей изменения ситуации к лучшему. По сути навязывается губительный революционный сценарий: не надо менять себя, надо бунтовать.
согласен, фильм тупой (и по сюжетной линии и по техническом деталям). Здесь я его привел как пример предела общества капитализма и толпо-элитаризма.
Добавить комментарий

Новые комментарии