Кузнецов О. А., Хромов Л. Н. - Техника быстрого чтения (1983): отказ от проговаривания и артикуляции при чтении открыл новую грань восприятия

Издание 1983 года. Авторы рассказывают о том, как научиться читать быстрее научно-технические и популярные тексты, улучшив при этом качество усвоения прочитанного. Рассматриваются методы обучения, разработанные в Советском Союзе и за рубежом. Разбирается модель процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения. Описываются разработанные и экспериментально проверенные методы подавления артикуляции, развития зрительного аппарата, тренировки внимания и памяти. Рассматривается система алгоритмов чтения. Книга содержит упражнения и подробные рекомендации для самостоятельного овладения навыком быстрого чтения.
Совершенно очевидная вещь - быстрое чтение принесет много пользы. И вроде бы понятно, что скорость чтения напрямую зависит от практики. Примерно так я думал до прочтения этой книги. Теперь мнение несколько изменилось.

Хотя авторы и заявляют, что техника относится к научно-техническим и популярным текстам, многие приёмы свободно можно использовать с любым жанром. В книге дается отличная теория, описывающая то, как мы читаем. Одно понимание таких вещей как регрессии, канал поступления информации в сознание, единиц внимания, угла зрения - уже увеличивает и скорость чтения и процент понимания.

По идее, наибольшую пользу методики изложенные в книге должны принести студентам первокурсникам. В частности интегральный и дифференциальные алгоритмы чтения, изложенные приёмы осмысления текста, а так же понимание основных способов чтения (углублённое чтение, быстрое чтение, выборочное чтение, чтение-просмотр, чтение сканирование) и их уместности.

Особенно интересной может показаться глава, где расписаны единицы внимания, уровни сознания и подсознания. Ну помните.. на уровне сознания человеку доступны 7-9 единиц внимания... Где-то мы это уже слышали. И надо заметить это не на пустом месте заявлено.

Для меня польза от книги очевидна. Вообще, я люблю читать. Книжек в очереди на чтение не помню, чтобы было меньше 20. Так что увеличение скорости даже на 1-2% для меня значительный плюс. У вас могут быть показатели и выше, особенно если будете тренироваться по предложенным практикам (я пока этим не увлекался). Зато отказ от проговаривания и артикуляции при чтении открыл новую грань восприятия. Просто поразительно, когда при чтении, используя один лишь визуальный канал, информация сразу же генерирует образы. При чтении художественной литературы такое восприятие произвело растождествление зрительного восприятия с собственным осознанием - это совершенно иное чтение, где вместо букв, слов, а то и целых абзацев видишь картины. Главное книга должна быть хорошей :).

Скачать на KooB.ru
P.S.: В пятой главе есть ноты для настукивания мелодии подавляющей внутреннее проговаривание, буду благодарен, если кто поможет в них разобраться.

Интегральный алгоритм чтения
...при использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего.
  1. Наименование (книги, статьи)
  2. Автор
  3. Источник и его данные (год, №)
  4. Основное содержание, тема
  5. Фактографические данные
  6. Особенности излагаемого материала, которые, кажутся спорными, критика.
  7. Новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе
пояснения
Первые четыре блока алгоритма пояснять не надо. Пятый блок — фактографические данные — означает извлечение фактов из текста и смысловое их усвоение. Особенность шестого и седьмого блоков алгоритма в том, что оба они предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному, покажется новым, а критически настроенному читателю — спорным. Таким образом, эти оба блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.
как пользоваться
Как же практически пользоваться этим алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе их заполнение содержанием. По ходу чтения текста мы рекомендовали учащимся нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения. В самом деле, как мы читаем? “Как придется”, - отвечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим. Чтение по интегральному алгоритму - это организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками - блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается в них. Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской - поручением от домашних - быстро отбираете нужный товар. Теперь допустим, что по дороге записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бесцельно блуждаете по торговому залу, как в лабиринте, в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей подобны именно такому покупателю, потерявшему записку - этот спасительный алгоритм умственных действий.

 
Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75% . Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя и данного вида чтения. Умению найти и сосредоточить внимание при чтении на обработке только этого содержательного объема текста и помогает интегральный алгоритм. При его использовании значительно сокращается время перебора неинформативных элементов текста и, наоборот, более эффективно читается его содержательная часть. Здесь всегда реализуется атвоматическое чтение с переменной скоростью: “пустые места” читаются на большей скорости, чем содержательная часть текста, имеющая конкретное значение.
Дифференциальный алгоритм чтения
... для активизации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого и разработан дифференциальный алгоритм чтения. С его помощью можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста на отдельные логические элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным).
 
  1. Выделение ключевых слов
  2. Выявление смысловых рядов
  3. Выявление цепи значений
 
пояснения
В соответствии с этой схемой формальные единицы печатного текста вначале ставятся нами в соответствие с языковыми нормами, а затем языковые единицы превращаются в означаемые единицы мыслительного уровня. Образуется своеобразная пирамида понятий, являющаяся одновременно и классификационной системой для опознания смысловой фильтрации каждого нового фрагмента текста и для определения его места в уже сложившейся системе наших представлений. Любая единица этой мнемонической пирамиды абстракций и представляет собой часть алгоритма или структурной модели тех определяющих характеристик, которые являются общими признаками для любого текста.
 
При такой связи между мыслительными единицами верхняя часть пирамиды абстракции является универсальной для автора и для читателя в понятийном смысле.
 
Работу по интегральному алгоритму чтения мы с вами сравнивали с отбором товаров в универсаме. По аналогии с этим примером и дифференциальный алгоритм можно сравнить с отбором товара какого-либо вида на одной полке отдела универсама; чтобы успешней и быстрее отобрать из однородного товара необходимую вещь, надо заранее знать, что именно нужно, и суметь быстро оценить предлагаемое.
Подробнее читайте в конце четвертой главы.
Чтобы овладеть методом быстрого чтения, очень важно вначале осознать причины медленного, традиционного чтения и понять их природу.
Можно выделить пять основных недостатков традиционного метода чтения.
  • артикуляция при чтении
    Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит прежде всего от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей, например) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь.

     
    Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь, речь про себя, которая возникает, когда мы читаем не вслух, а молча. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, которые произносим про себя. В зависимости от степени проявления внутренняя речь подразделяется на две формы: развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее примерно с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух.

     
    Образно говоря, при таком чтении читают не столько глазами, сколько “ушами и губами”, так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого, как известно, во много раз меньше зрительного.

     
    Искусственный прием подавления артикуляции заметно сокращает внутреннюю речь. В этом случае читатель оперирует уже не всеми словами исходного текста, а лишь немногими из них или даже целыми образами. Только при сокращенной внутренней речи появляется возможность быстрого, почти мгновенного схватывания смысла.

     
    Как было установлено в наших опытах, привычка проговаривать слова присуща большинству читателей (взрослым и детям). Формируется она в детстве, когда учатся читать. Сначала ребенок произносит слово по буквам, потом по слогам, т. е. звукосочетаниям, и, наконец, читает вслух все слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и формируется стереотипный навык проговаривать текст сначала вслух, позже шепотом, а затем про себя. И как всякая привычка, она очень устойчива. Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. В одном из экспериментов мы провели рентгенокиносъемку глоточных модуляций в процессе чтения. Кинофильм убедительно показал наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро. Этот недостаток — основной и принципиальный из группы следственных факторов, замедляющих наше чтение. Одновременно с этим необходимо сказать, что борьба с таким недостатком наиболее сложна, ибо это условно-рефлекторный стереотип. Не случайно большинство зарубежных методик ограничивается обычно общими рекомендациями: читайте как можно быстрее, и артикуляция у вас исчезнет сама собой. В этом случае предлагается воздействовать на следствие, а не на причину. Сомнительность таких рекомендаций очевидна.
  • малое поле зрения при чтении
    Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок по тексту, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

     
    Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты — оно способствует и глубокому, правильному пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взора вызывает наглядно-образные представления, ярко и глубоко проясняющие смысл текста. В популярной литературе иногда ошибочно говорят об угле зрения; это неверно, ибо угол зрения определяется оптическими свойствами зрительной системы, а не тренированностью.

     
    Значительно снижает скорость чтения и непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз. На это расходуется не только время, но и наши силы. Как мы узнаем в дальнейшем, при быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.
  • регрессия при чтении
    Под этим понимаются непроизвольные возвратные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям. Происходят повторные фиксации глазами одного и того же участка текста. Однако при регрессиях на строчке глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемого слова.

    Этот недостаток — один из самых распространенных. По нашим наблюдениям, некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, показаны на рис. 5.
    Регрессии при чтенииРегрессии при чтении
    При медленном чтении регрессии — довольно частое явление и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

    Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты —. также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает подобные возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными, они возникают при появлении новых мыслей. Подобные произвольные возвратные движения некоторые исследователи называют в отличие от регрессий реципациями. Если регрессии по своему характеру — непроизвольные, механические возвратные движения, то реципации — это мысленные целенаправленные и, как правило, обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Их основная цель — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.
  • отсутствие гибкой стратегии чтения
    Проф. А. А. Леонтьев в одной из своих работ отмечал, что главное в проблеме быстрого чтения не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Понятно, что та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автоматизма, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяет способность читать быстро.

     
    Необходимо отметить, что отсутствие стратегии чтения вредит многим. Уже первые наши эксперименты показали, что путем использования простейшей установки - интегрального алгоритма чтения — удается повысить скорость чтения в два раза и почти вдвое улучшить усвоение прочитанного.
  • отсутствие внимания при чтении
    Как было установлено многочисленными наблюдениями, медленное чтение чаще всего — чтение неряшливое, невнимательное. Скорость чтения: большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего в процессе чтения внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что он думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок, заново.

     
    Кроме того, такой читатель, как уже отмечалось выше, все читает с одинаковой скоростью: и методическое письмо министерства, и увлекательный рассказ, и научную статью. Человек, читающий быстро, в зависимости от трудности текста, от цели чтения и других факторов может гибко менять стратегию чтения, способен управлять своим вниманием.
Обнаружил: упражнение по выстукиванию ритма: http://muzico.ru/music/Упражнение+Ритм-Стук/
Комментарии (9)
Писатель Иванов В.Д. о себе (книга "Златая цепь времён):
«ОТВЕТ (Иванова В.Д.) НА АНКЕТУ РЕДАКЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА «СОВЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ» (МАРТ 1974 г.)
В ответ на Ваш запрос сообщаю нужные Вам анкетные данные.
Родился в городе Самарканде, 31 июля 1902 года, в семье учителя.
Основные литературные труды: «Энергия подвластна нам», приключенческий роман; «По следу» — приключенческий роман; «Возвращение Ибадуллы» — приключенческий роман; «Повести древних лет», «Русь изначальная», «Русь Великая».
Последние три исторических романа-хроники я считаю действительно основными работами по содержанию и по вложенному в них труду, да и по объему даже — всего свыше ста авторских листов.
В 20-х, 30-х, 40-х годах нашего века партия и правительство обращались к трудящимся зачастую так: «Товарищи рабочие, инженеры, техники, практики…» Дипломированных инженерно-технических работников не хватало, и в группу ИТР входило немалое число «практиков», к которым я и принадлежал. С 1930 года я занимал на заводах и стройках соответствующие места, на которых отсутствие диплома приходилось заменять самоподготовкой и практическими знаниями.
К 1952 году, с которого я стал существовать только на литературный заработок и был принят в Союз писателей, у меня накопился более чем тридцатилетний трудовой стаж, а начинал я с рабочего, и в общем-то знаний хватало самых разных. Будучи человеком любопытным и даже любознательным, я интересовался не только техникой. Причём мне помогала способность скоростного чтения, того самого, о котором сейчас пишут научные статьи и которому даже обучают. Я же с юности умел проглатывать триста — четыреста страниц за вечер, усваивая их содержание. Историю же любил с ранней юности. В писательство меня вовлек журнал «Знание — сила», по просьбе которого я дал несколько статей по строительству. За ними последовали приключенческие романы, с которых я вполне естественно свернул в историю.»

Сталин:
«…Характеризуя личность Сталина, многими специалистами отмечается склонность Сталина к чтению большого количества литературы[124][125]. После смерти Сталина осталась его личная библиотека, состоящая из тысяч книг, на полях которых остались его пометки. Сталин, в частности, читал произведения Ги де Мопассана, Оскара Уайльда, Н. В. Гоголя, Иоганна Вольфганга Гёте, работы Л. Д. Троцкого, Л. Б. Каменева, Эмиля Золя и Ф. М. Достоевского; цитировал длинные куски из Библии, трудов Бисмарка, произведений А. П. Чехова. Сам Сталин говорил некоторым посетителям, показывая на пачку книг на своём письменном столе: «Это моя дневная норма — страниц 500»; в год таким образом получалось до тысячи книг…» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E0% ... E%E2%E8%F7)
Как-то читал, что Алишер Усманов (известный олигарх) спокойно в день обрабатывает до 250-и страниц разного рода материалов.
Быстрое чтение - дело безусловно нужное, особенно для младших поколений, учитывая всё более увеличивающийся поток информации.
P.S. Здесь - viewtopic.php?t=537&p=8097#p8094, ссылка на упражнение не работает.
Здесь немного участники обсуждали о скорочтении, в частности и о стуке-ритме тоже, начиная с этого комм-я и ниже по ветке:
http://kobforum.ru/2012/06/21/obo_vsem/#comment-3914
Белов Герман:
P.S. Здесь - viewtopic.php?t=537&p=8097#p8094, ссылка на упражнение не работает.
Виноват: http://muzico.ru/music/Упражнение+Ритм-Стук/
От редакции «МедиаМера»: 
Добавлено в публикацию.
А есть вообще на форуме люди которые реально умеют читать таким методом (глаза по центру страницы и движение вниз, а не вдоль строк ) ?
Andy:
А есть вообще на форуме люди которые реально умеют читать таким методом (глаза по центру страницы и движение вниз, а не вдоль строк ) ?
Такие люди называются троллями: читают наискосок выхватывая произвольные слова .

В книге указаны пять видов чтения: углубленное чтение, собственно быстрое чтение, выборочное чтение, чтение-просмотр, чтение-сканирование. Скорочтение предлагается использовать для технической литературы, где порядка 80% "воды". Лично у меня какая-то "органическая непереносимость" таких текстов, а в отсутствии практики результатов ждать не приходится. На текстах с высокой смысловой нагрузкой прирост скорости (за счет подавления артикуляции и регрессий) значительно меньше.

Любители литературной жвачки и академики на форуме себя вроде не проявляли, вероятность что они тут есть минимальная.
Такие люди называются троллями: читают наискосок выхватывая произвольные слова
Это вы про меня? Сами же пишете что "выборочное чтение" является одним из видов скорочтения, так что получите
Я просто как то ходил на открытое (первое из цикла семинаров, "для затравки") занятие по скорочтению в одном из психологических клубов Москвы.
И надо сказать что несмотря на желание, выглядела методика очень сложно. Взять хотя бы систему анализации информации и представление её в уме в виде блоков. Осталось ощущение, что это не столько методика чтения, сколько методика мышления и обработки информации. Больше не ходил. И с тех пор лично не видел ни одного человека который бы читал таким методом. И вроде все про него говорят и как то никого не видно. Но интересно.
Andy:
Такие люди называются троллями: читают наискосок выхватывая произвольные слова
Это вы про меня?
Ни в коем разе. Просто увидел в этой формулировке забавную шутку (сейчас она станет не смешной). Модель поведения тролля: выхватить из целого текста несколько слов и вокруг них развести демагогию. Это очень напоминает технику быстрого чтения, дифференциальный алгоритм в частности. Может "они" и не тролли вовсе, а мастера быстрого чтения?..
Если я буду каждый день заучивать наизусть новую небольшую статью (10-15 предложений), а на следующий день буду повторять ее и начинать учить новую. Например новость из мира it-технологий. Даст ли мне это результат, улучшит ли это память или же это заблуждение?
в книге есть ссылки на авторов:
Ребельский "Азбука умственного труда" и Устинов "Развитие навыков устной и письменной речи"
КТо знает где взять в электронном виде?
Заранее спасбио.
Добавить комментарий

Новые комментарии