Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации критикует определение экстремизма и предлагает упразднить Федеральный список экстремистских материалов РФ

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации последовательно критикует размытость определения экстремизма в российском законодательстве и предлагает упразднить список экстремистских материалов. Кроме того, по мнению Комитета, Россия недостаточно жёстко карает националистов за дискриминацию кавказцев, мусульман, африканцев, цыган и представителей других этнических меньшинств:
17.Комитет обеспокоен сообщениями о том, что широкая сфера применения Закона "О противодействии экстремистской деятельности" приводит к его произвольному применению и что в государстве-участнике этот Закон не применяется систематически против групп ультранационалистов, скинхедов и неонацистов, которые притесняют и нападают на членов этнических меньшинств (пункт b) статьи 4, подпункт vii) пункта d) статьи 5 и статья 6).

Комитет рекомендует государству-участнику при применении положений Закона "О противодействии экстремистской деятельности", а также статьи 282 Уголовного кодекса уделять приоритетное внимание борьбе с экстремистскими организациями и их членами, которые осуществляют действия, мотивированные расовой, этнической, религиозной ненавистью или враждой.

18.С удовлетворением принимая к сведению разъяснение, представленное главой российской делегации относительно глубинных причин расистских и ксенофобных настроений среди определенных слоев российского общества, Комитет, тем не менее, серьезно обеспокоен вызывающим тревогу ростом числа случаев и степени тяжести актов насилия по расовым мотивам, которые совершают чаще всего молодые лица, принадлежащие к экстремистским группировкам, и иногда и экстремистские элементы казацких организаций против чеченцев и других представителей народов Кавказа или Средней Азии, рома, турок-месхетинцев, мусульман, африканцев и представителей других этнических меньшинств (пункт b) статьи 5).

Комитет рекомендует государству-участнику еще более активизировать его усилия по борьбе с совершаемыми по расовым мотивам актами насилия, в частности посредством обеспечения того, чтобы судьи, прокуроры и милиция учитывали мотив этнической, расовой или религиозной ненависти или вражды в качестве отягчающего обстоятельства при всех разбирательствах в соответствии с упомянутыми в пункте 3 выше положениями уголовного законодательства, и предоставить обновленные статистические данные о количестве и характере зарегистрированных преступлений, связанных с проявлениями расовой ненависти, о случаях возбуждения уголовных дел, осуждении и вынесении приговоров виновным лицам, в разбивке по признакам возраста, пола, национального или этнического происхождения жертв.

22 сентября 2008 года

Преступления по расовым мотивам
11.Отмечая усилия, предпринимаемые государством-участником для борьбы с экстремистскими организациями, и сообщения о сокращении числа случаев проявления экстремизма в 2011 году, Комитет, тем не менее, выражает серьезную обеспокоенность в связи с тем, что:

а)согласно сообщениям, в 2012 году участились случаи насилия и убийств по расовым мотивам, прежде всего среди молодых людей, которые направлены против выходцев из Центральной Азии, с Кавказа, из Азии и Африки, а также против цыган и национальных меньшинств мусульманского и иудейского вероисповедания;

b)в 2011−2012 годах участились случаи проявления расизма и ксенофобии, включая подстрекательство к уличным дракам и избиениям, которые, в частности, устраивают группы неонацистов и футбольных фанатов против представителей национальных меньшинств и которые часто приводят к смерти или травмированию представителей национальных меньшинств;

с)власти недостаточно осуждают такие акты проявления расизма и ксенофобии;

d)суды часто бывают склонны выносить условные приговоры по делам о преступлениях, совершенных по расовым мотивам, несмотря на внесение в 2007 году поправки в Уголовный кодекс, согласно которой мотив национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды представляет собой отягчающее обстоятельство;

е)федеральный список запрещенных экстремистских материалов и экстремистских организаций, несмотря на его недавние обновления, по-прежнему содержит противоречивую и устаревшую информацию (статья 4).

Комитет рекомендует государству-участнику:

а) систематически, решительно и однозначно осуждать любые проявления нетерпимости, расизма и ксенофобии;

b ) активизировать усилия для уделения первоочередного вним а ния борьбе с экстремистскими организациями и их членами, участвующими в актах расовой дискриминации, в рамках применения положени й з а кона "О противодействии экстремистской деятельности" и статьи 282 Уголовного кодекса;

с) обеспечить принятие оперативных мер сотрудниками полиции, прокуратуры и судебных органов при расследовании преступлений, сове р шенных по расовым мотивам, и назначении виновным надлежащих мер наказания, а также продолжать разрабатывать учебные и информационно-просветительские программы для этих органов;

d ) собирать и публиковать статистические данные о преступлен и ях на почве ненависти в государстве-участнике в разбивке по типам преступлений, местам их совершения и количеству жертв. Такие статистические данные должны основываться на судебных решениях с учетом как оправдательных, так и обвинительных приговоров.
Ненавистнические высказывания расистского характера
12.Комитет серьезно обеспокоен тем, что:

a)согласно сообщениям, экстремистские группы, отстаивающие идеи исключительности и превосходства по признаку национальной принадлежности, такие как группы неонацистов, стали играть более активную и заметную роль в общественной жизни, открыто выражая свои расистские и ксенофобские взгляды;

b)должностные лица не всегда публично осуждают расистские или ксенофобские заявления;

с)политики стали все чаще использовать ксенофобскую и расистскую риторику, в частности в контексте предвыборных кампаний, часто ассоциируя цыган с наркоторговлей и преступной деятельностью, а также мигрантов и выходцев с Кавказа с криминальной деятельностью;

d)СМИ продолжают распространять негативные стереотипы и предубеждения в отношении групп меньшинств, включая цыган и чеченцев;

е)такие идеи стали все чаще распространяться через Интернет (статья 4).
Комитет рекомендует государству-участнику:
а) систематически, решительно и однозначно осуждать любое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, любое подстрекательство к расовой дискриминации и подстрекательство к насилию в отношении лиц какой-либо расы или группы или каких-либо лиц другого цвета кожи или национального происхождения;

b ) обеспечить применение надлежащих санкций в отношении политиков, разжигающих нетерпимость или подстрекательство к ненависти, в соответствии с пунктом с) статьи 4 Конвенции. В связи с этим Комитет приветствует обязательство, взятое на себя государством-участником в ходе диалога с Комитетом, по принятию последующих мер в связи с закрытием судебных дел против мэра Сочи Пахомова, который в октябре 2009 года публично заявил, что всех цыган и бомжей необходимо вывезти из С о чи на строительные объекты, расположенные за чертой города, для выполнения пр и нудительных работ;

с) побуждать работников СМИ поощрять терпимость и уважение к национальному и культурному разнообразию, в том числе за счет их более энергичного просвещения и информирования о нормах профессиональной этики, а также за счет более эффективного применения существующих механизмов саморегулирования СМИ;

d ) создать эффективные механизмы для борьбы с ненавистническими высказываниями, распространяемыми в Интернете, обеспечив при этом наличие надлежащих защитных средств для предупреждения любого неправомерного ущемления права на свободное выражение мнений.
Закон о противодействии экстремистской деятельности и закон об "иностранных агентах"
13.Несмотря на предоставленную государством-участником информацию о мерах, принимаемых для введения более точного определения понятия "экстремизм" (CERD/C/RUS/20-22, пункты 107−113), Комитет вновь выражает свою обеспокоенность по поводу того, что в Федеральном законе № 114 от июля 2002 года "О противодействии экстремистской деятельности", а также в статьях 280 и 282 Уголовного кодекса по-прежнему сохраняется слишком широкое и расплывчатое определение понятия "экстремистская деятельность", что может приводить к его произвольному применению (CERD/C/RUS/CO/19, пункт 17). Кроме того, Комитет обеспокоен принятием Федерального закона о регулировании деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, который вступил в силу в ноябре 2012 года, а также его потенциальным влиянием на способность неправительственных организаций, занимающихся поощрением и защитой прав национальных и религиозных меньшинств, коренных народов и других уязвимых групп, продолжать осуществлять свою законную деятельность (статьи 2 и 4).

Комитет рекомендует государству-участнику переформулировать определение экстремизма, содержащееся в Законе "О противодействии экстремистской деятельности" и в статьях 280 и 282 Уголовного кодекса, чтобы оно было ясным и четким и охватывало исключительно акты насилия, подстрекательство к таким актам и участие в деятельности организаций, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней, в соответствии со статьей 4 Конвенции.

Комитет рекомендует также пересмотреть Федеральный закон о некоммерческих организациях для обеспечения того, чтобы неправительственные организации, работающие с национальными меньшинствами, к о ренными народами, негражданами и другими уязвимыми группами, которые подвергаются дискриминации, могли эффективно выполнять свою работу по поощрению и защите предусмотренных Конвенцией прав без неправомерного вмешательства в их деятельность или без соблюдения обременительных обязательств.

17 апреля 2013 года

Комитет благодарит Государство-участника за его подробный ответ, но вновь заявляет о своей обеспокоенности тем, что определение «Экстремистская деятельность» в федеральном законодательстве остается чрезмерно широким и неопределенным. Комитет по-прежнему призывает государство-участник внести поправки в определение, как было указано в заключительных замечаниях Комитета.

15 мая 2015 года

К слову, если пройдёте по последней ссылке, то увидите, что там текст только на английском языке. О такой дискриминации языка говорил в ООН Представитель РФ М.В.Буякевич: «знание английского языка превращается в своего рода пропуск в мир ООН». Далее:
Законы о борьбе с экстремизмом и об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях»
11.Комитет испытывает озабоченность в связи с тем, что определение экстремистской деятельности, как содержится в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», сохраняет расплывчатый и широкий характер, что еще больше усугубляется новыми положениями Уголовного кодекса аналогичного содержания, и в связи с тем, что в законе не предусмотрены четкие и точные критерии на тот счет, каким образом материалы могут быть отнесены к категории экстремистских. Комитет испытывает особенную озабоченность в связи с тем, что такие широкие определения могут быть использованы произвольно, чтобы заставить замолчать индивидов, и в особенности тех, кто принадлежит к группам, уязвимым по отношению к дискриминации, таким как этнические меньшинства, коренные народы или неграждане. Он также испытывает озабоченность в связи с продолжающейся квалификацией некоторых неправительственных организаций (НПО) в качестве иностранных агентов, что может оказывать негативное воздействие на их оперативную деятельность, а в некоторых случаях и приводит к их закрытию. Многие НПО поощряют и защищают права этнических или религиозных меньшинств и коренных народов. Комитет далее испытывает озабоченность в связи с принятым в 2015 году Федеральным законом № 129-ФЗ, который наделяет Генерального прокурора и его заместителей правом признавать «нежелательными» иностранные или международные организации, если они решат, что данная организация представляет угрозу национальной безопасности (статьи 2 и 4).

12. Комитет повторяет свою рекомендацию (CERD/C/RUS/CO/20-22, пункт 13) государству-участнику скорректировать определение экстремизма в Законе «О противодействии экстремистской деятельности » и в статьях 280 и 282 Уголовного кодекса, с тем чтобы оно было сформулировано четко и ясно в соответствии со статьей 4 Конвенции. Государству-участнику также предлагается упразднить Федеральный список экстремистских материалов. Комитет также рекомендует пересмотреть федеральные законы о некоммерческих организациях и о «нежелательных организациях» с целью обеспечить, чтобы НПО, и в том числе те, которые работают с этническими меньшинствами, коренными народами, негражданами и другими уязвимыми контингентами, подверженными дискриминации, были в состоянии безо всякого ненадлежащего вмешательства эффективно вести свою работу по поощрению и защите прав, содержащихся в Конвенции.

20 сентября 2017 года

См.также: