Разложение советского общества на примере художественных фильмов

Подборка показывает фазы деградации советского общества под влиянием западной пропаганды и паразитизма номенклатуры.
Обратная сторона луны (2011, Россия) Обратная сторона Луны (Россия, 2011, 1 сезон)
Сразу оговоримся: во первых, это фантастика, а во вторых реконструкция — что заведомо содержит клише авторов. Однако в целом сериал можно считать энциклопедией основных проблем того времени. Главный герой, полицейский (опер) из 2011 года попадает в 1979 и там оказывается в теле своего отца, также миллиционера. Ему предстоит выполнять его роль в той среде, сталкиваясь с её обратной стороной. Помимо ностальгических ноток фильм размашисто прошёлся по всем ключевым проблемам СССР периода загнивания — спекуляция, шмотки и музыка из-за границы, вседозволенность сынков партийной номенклатуры, алкоголизм на работе, подпольные тотализаторы, воровство завхозов и тп. Конечно фильм нельзя назвать позитивно ностальгирующим, однако как обширный источник примеров подходит (хотя там есть и позитивные моменты). Также примечательно, что во втором сезоне (снято в 2016 год) персонаж попадает обратно в 2011 год, но в мир где СССР не рухнул, а продолжает жить — соответственно авторы предлагают всем «любителям СССР» ознакомится с тем что они потенциально потеряли — если взять СССР эпохи Брежнева, совместить с современными технологиями, то получится видение авторов. Где то явно хуже России, где то лучше (например, любые детские товары и услуги бесплатны, за алкоголь и курение уголовная ответственность)
Ключ (1980, СССР)
Ключ (СССР, 1980)
Весело о грустном — кризис управленческого аппарата. Дальняя морозная стройка: молодая пара на комсомольской свадьбе получает от своего предприятия ключ от новой квартиры. Однако оказывается что дом ещё не сдан, ремонт не доделан и тп. Муж, как человек внешний, не привыкший к местным устоям, подначивает жену разобраться с ситуацией. Попутно оказывается что ключ им выдали от кабинета руководителя. Поселившись в нём, они активно участвуют в жизни верхушки предприятия и с каждым часом вскрываются всё более плачевные факты его работы (которые явно относятся ко всей стране). В фильме рассматривается мягкость коллективов по отношению к негодяям, самоуничижительная готовность продвигать их выше, психологические последствия халатного обращения с работой и подчиненными в будущем, единственный мотив руководителей — деньги и премии. Хотя в фильме конкретная ситуация удачно разрешилась благодаря напору и таланту главной героини, но сделано это было почти революционно и граничило с законом (а может и нарушало): видимо режиссер уже и сам мало верил в удачную развязку этих проблем на уровне страны. По смыслу пересекается с «премией», «добряками», «гонками без финиша». (комедия)
Баламут (СССР, 1979)
Концептуальная неопределённость обучения. Трудолюбивый парень из села идёт в финансовый вуз чтобы стать руководителем и поднять своё село. Выясняется что в теория института расходится с практикой, молодые люди идут в вуз не целенаправленно, а «потому что туда пошла та девчонка», обучение мало кого интересует всерьёз. Рабочие люди вообще не понимают зачем тратить 5 лет на обучение чтобы получать от 120р\месяц, людей интересуют только деньги. Преподавание в школах хромает потому что учителя оттуда убегают в город. Студенческие выездки «на картофель» не продуманы, бессмысленны. Таким образом, человек знающий чего хочет, на общем фоне выглядит баламутом (вообще, название и постер фильму соответствуют плохо) (комедия, драма)
Гонки без финиша (СССР, 1977)
Разруха в машиностроении. Под "гонками без финиша" подразумевается конкуренция автопромов. Производство автомобилей идёт с браком. Про это знает директор, знают рабочие, находятся редкие принципиальные личности, но в общей системе что либо изменить не могут. Когда заходит речь о соревнованиях машин, работники банально бояться конкурировать с мерседесами и бмв - куда нам до них. Трудно представить себе такое поведение людей в фильмах 30-40х. Собственно и лица актеров напоминают холёных алкоголиков.
Фильм на ютубе:
Иностранцы (часть из Совершенно серъезно) (СССР, 1961)
Уже тогда подражание молодежью западной моде доходило до абсурда (комедия).
Блондинка за углом (СССР, 1984)
Расслоение советского общества на тех "кто может достать, у кого есть связи, западников" и на обычных людей (комедия).
Пример западников:
Курьер (СССР, 1986)
Потеря прежних ценностей и вектора развития, люди думают о личной выгоде, нет патриотизма, разобщенность.
Характерные отрывки:

Гараж (СССР, 1979)
Разделение общества на простой народ и обеспеченную элиту (комедия).
Премия (СССР, 1976)
Отклонение общества от курса коммунизма. Страна на распутье, просматриваются несколько путей развития: один сложный но вверх, другой простой, но вниз (комедия). Более подробно: Премия (1974, СССР).
Добряки (1979, СССР)
Деградация в науке. Бездарности кумовством ищут повышение и руководящие посты. Профессура поймана на крючок, в следствии чего бездействует или потакает.
Самая обаятельная и привлекательная (СССР, 1985)
Импортные шмотки и знание западной культуры как признак прогрессивности (комедия).
Мой папа Барышников (Россия, 2011)
Поздний СССР. Развитие спекуляции, торговля западными шмотками, в обществе стремление к наживе. Фильм содержит сильную манипуляцию: всё представители советского мышления показаны как грубые безпросветные зомби. Кроме того это уже современный фильм и не содержит оригинальной атмосферы, но как пример он подходит (комедия, драма).
Комментарии (2)
Забыли "Москва слезам не верит".
В фильме отображены признаки моральной деградации позднего советского общества - малодушие и мещанство.
да, "Москва слезам не верит" хотел добавить, т.к. там еще есть зачатки моды на западные слова вроде "hello" и прочих.
но не стал т.к. фильм показывает 50е, а снят в 79, т.е. это уже реконструкция, которая может быть неточной (а-ля Мой папа Барышников) и деградация показана о-о-чень аккуратно и как само собой разумеющееся (например, сцена вывода Баталова из похмелья)
Добавить комментарий

Новые комментарии